Чем владеет Зейнулла Какимжанов

11:11, 14 января 2016
То, что дороги – это артерии экономики, знает каждый, а уж о том, какие значительные суммы выделяются из госбюджета на их строительство и содержание, известно любому министру финансов, тем более персоне, о которой сегодня пойдет речь.

Герой рубрики «Кто владеет KZ» – бывший министр государственных доходов и министр финансов, сумевший усидеть в этом кресле даже в годы активной смены премьеров, бывший глава печально известного Инвестиционного фонда Казахстана, а ныне позиционирующий себя как отошедший от мирской суеты аграрий Зейнулла Какимжанов. Но мало кому известно, что этот человек приложил руку не к одному километру казахстанских дорог.

Для начала факты из официальной биографии. Зейнулла Халидоллович Какимжанов родился в городе Чарске Семипалатинской области 15 августа 1959 года. В 1985 году окончил экономический факультет МГУ имени Ломоносова. Кандидат экономических наук. Тема диссертации – «Обоснование структурной инвестиционной политики в условиях перехода на новые методы хозяйствования» (1990 г., Институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР), академик МЭА «Евразия» (1997). Серебряный призер чемпионата СССР по каратэ.

1976 – столяр-станочник Семипалатинской дистанции гражданских сооружений.
1977-1979 – служба в Советской Армии.
1985-1991 – экономист, научный сотрудник Научно-исследовательского института экономики, планирования и нормативов при Госплане Казахской ССР.
1991-1992 – научный консультант Научно-консультационного центра Фонда культурного, социального и научно-технического развития Казахской ССР.
1992-1993 – вице-президент АО «Республиканская строительная биржа «Казахстан», генеральный директор компании «КИНКО».
1993-1994 – генеральный директор Казахстанской межбанковской валютной биржи, управляющий ИПФ «Новое поколение».
1994-1997 – исполняющий обязанности председателя, председатель правления АОЗТ «Акционерный народный сберегательный банк Казахстана», президент государственного банка «Объединенный банк Казахстана«.
1997-1998 – помощник президента Республики Казахстан, заместитель председателя Национального совета по устойчивому развитию.
1998-1999 – председатель Национальной инвестиционной финансовой акционерной компании «НСБК-групп».
1999-2002 – министр государственных доходов РК.
2002-2003 – министр финансов РК.
2003-2008 – председатель правления АО «Инвестиционный фонд Казахстана». За 5 лет со дня основания фондом было профинансировано 30 проектов на сумму свыше $200 миллионов. Зейнулла Какимжанов был снят с должности общества, так как на тот момент проблемные кредиты составляли порядка 70% портфеля, ущерб приблизительно оценивался в 45 млн долларов США. В настоящее время ИФК входит в состав НУХ «Байтерек».

С 2006 года – основатель производства вина компании Arba Wine, на базе бывшего колхоза имени Кирова в селе Каракемер Алматинской области, куда регулярно приглашаются известные персоны, желающие поработать за еду. В Алматы функционирует ресторан с одноименным названием. В июле 2015 года совместно с Британским консульством прошла презентация фермерского проекта Arba Eco Auyl.

Чем владеет Зейнулла Какимжанов

На винограднике в Алматинской области

С 2008 года – руководитель компании Altay Asset Management. Деятельность компании в настоящее время приостановлена органами финансового надзора.

В последние годы господин Какимжанов все чаще появляется на страницах популярных социальных сетей, где выступает с призывами о поддержке сельского труда, национальных традиций, семейных ценностей.

К слову, о семье и ценностях.

О совместной деятельности жен нынешнего (Гульнар Досаевой) и бывшего министров финансов (Мейркул Кундаулетовой) «Радиоточка» уже писала ранее.
 
С супругой Мейркул Орынбасаровной Зейнулла Халидоллович воспитывают дочь Марьям (2004 г.р.), сыновей Ильхалида (1992 г.р.), Ильдоса (1993 г.р.) и Елнура (1998 г.р.).

Сын – Ильхалид Зейнуллаулы – является учредителем ТОО «Фирма Автодорсервис» (соучредитель – Виталий Николаевич Процентов) и активно участвует в традиционном семейном бизнесе – строительстве дорог. Его ТОО в 2014 году выиграло тендер АО «НК КазАвтоЖол» на 13,9 млрд тенге по ремонту 34 км участка автодороги «Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ».
Другая «семейная» компания АО «К-ДорСтрой» также занимается строительством дорог и взлетно-посадочных полос и недавно промелькнула в новостях о коррупционных схемах при реконструкции уральского аэропорта.

Акционерное общество «К-ДорСтрой» (первичная госрегистрация 22 марта 1993 года в Костанайской области) является правопреемником АО «Костанайдорстрой». Основные направления деятельности: строительство и реконструкция автодорог, мостов, путепроводов; выпуск асфальтобетонных смесей и битумной эмульсии; строительство ВПП аэродромов.

Учредители «К-ДорСтрой» – ТОО «АС» с долей в 77,9% и германский производитель асфальто-смесительных установок и дробильного оборудования GP Günter Papenburg AG с долей в 18,0%. Директор ТОО «АС» – Темирболат Жантолыевич Султансихов – сын Сайрангуль Халидолловны Какимжановой, родной сестры Зейнуллы Халидолловича. Технический директор ТОО «АС» тоже родственник – Турсынкан Такенович Галиев, чья супруга Гульсум Халидолловна Какимжанова также является сестрой экс-министра.

Чем владеет Зейнулла Какимжанов

Взлётно-посадочная полоса в аэропорту Тараза, реконструированная «К-ДорСтрой». Иллюстрация с сайта компании

В 2013-2014 годах компания получила заказ на реконструкцию участка «граница Южно-Казахстанской области – Тараз» международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» (участок в Жамбылской обл. 536-593 км), искусственной взлётно-посадочной полосы и рулёжной дорожки №2 в аэропорту Тараза – стоимость 4 370 388 292 тенге; реконструкцию автомобильной дороги республиканского значения «Алматы – Оскемен» 118-149 км, 149-180 км (12 327 840 000 тенге), 180-213 км (14 387 520 тенге), 14-35 км (13 089 805 166 тенге); реконструкцию аэропорта в Талдыкоргане (субподрядный договор с «ӘСКЕРИ ҚҰРЫЛЫС»).

АО «К-ДорСтрой» является инициатором строительства бетонных автодорог в Казахстане, имеет собственное дочернее предприятие по строительству мостов и искусственных сооружений – ТОО «Мостоспецстрой – Астана». Также у компании есть свои карьеры по производству фракционированного щебня с дробильно-сортировочными комплексами – АО SMS Engineering (кстати, в феврале 2006 года получившее финансирование из «ИФК» на сумму 2 214 млн тенге) и ТОО «Шортанды-Гранит» (чья продукция преимущественно использовалась на Софиевском участке автодороги Астана – Павлодар).

АО «К-ДорСтрой» является учредителем АО «Астанаэнергосервис», аффилированного с АО «Астана-Энергия», АО «Астана – региональная электросетевая компания», АО «Астана-теплотранзит» и АК «ҚАЗАҚСТАН ЖОЛДАРЫ», в свою очередь имеющего доли в уставном капитале: ТОО «F-Инвест», ТОО «Алматинский учебно-методический центр», ТОО «Батыс Жолдары», ТОО «Санаторий «Зеленый бор» (на берегу озера Щучье Акмолинской области), ТОО «Казахстан су жолдары», ТОО «Глобал секьюрити» и ООО «Кронос» (Кыргызстан). В разное время в совете директоров АК «ҚАЗАҚСТАН ЖОЛДАРЫ» числились сотрудники министерства государственных доходов, министерства транспорта, руководители ТОО «KZ-консалт», ТОО «KZ-Инвест», ТОО «F-Консалт». О связи перечисленных ТОО с бывшим министром госдоходов могут свидетельствовать постоянно повторяющиеся в их названии уже знакомые нам инициалы.

Вся информация взята из открытых источников
Фото – с личной страницы в Facebook


КОМБО ДНЯ