Нурлы школ - почему в Казахстане плохо с казахским

17:04, 28 марта 2016

Первое место по количеству учителей в Казахстане занимают преподаватели казахского языка и литературы – 34,8 тыс человек, выяснила редакция "Радиоточка" из отчета комитета по статистике Миннацэкономики РК. На втором месте математики – 22,4 тыс человек, а на третьем – учителя русского языка и литературы – 21,8 тыс человек.

По данным того же госстата, в конце 2015 – начале 2016 в Казахстане работало 232,09 тыс учителей-предметников. Причем большая их часть трудится в селе – 146,18 тыс человек. В таблице ниже мы выложили данные по числу преподавателей всех школьных дисциплин в порядке убывания.
 
Название предмета  Всего преподавателей   Городская местность Сельская местность   Мужчины  Женщины
Казахский язык и литература   34 850  14 399  20 451  3 796  31 054
Математика   22 496  8 209  14 287  3 438  19 058
Русский язык и литература  21 873  8 225  13 648  1 472  20 401
Физическая культура  20 989  7 821  13 168  14 947  6 042
Английский язык  18 930  7 657  11 273  1 830  17 100
История, основы государства и права  18 090  6 049  12 041  4 383  13 707
Трудовое обучение  10 549  3 403  7 146  4 476  6 078
Биология  10 127  3 343  6 784  1 262  8 865
Информатика  9 854  3 578  6 276  2 610  7 244
География  9 847  3 191  6 656  2 052  7 795
Физика  9 259  3 404  5 855  2 115  7 144
Самопознание  8 539  4 054  4 485  498  8 041
Химия  7 349  2 688  4 661  1 034  6 315
Музыка и пение   5 930  2 248  3 682  1 448  4 482
Изобразительное искусство  5 629  1 937  3 692  1 979  3 650
Начальная военная подготовка  4 909  1 354  3 555  4 690  219
Немецкий язык  328  200  128  18  310
Французский язык  132  107  25  5  127
Другие иностранные языки  230  68  162  57  173
Другие предметы  12 180  3 974  8 206  1 838  10 342

Соответствует ли качество казахстанского школьного образования количеству учителей? Например, преподавателям математики есть чем гордиться? По данным Минобразования, в 2015 году в международных предметных олимпиадах и конкурсах научных проектов приняли участие 2598 казахстанских школьников. Награды международного уровня получили 1309 участников математических олимпиад, то есть одна награда на 17 учителей математики. Золотыми медалями наградили 276 человек, серебряными – 384 человека и бронзовыми – 629 учеников.

С русским языком проблем нет, плохо или хорошо, но им владеют почти все в стране. Четвертое место физруков тоже можно связать с достижениями казахстанских спортсменов – их немного, но они есть в тяжелой и легкой атлетике, боксе, греко-римской борьбе, успешны в мировом масштабе в теннисе, пауэрлифтинге.

И можно даже отметить уровень казахстанцев в освоении английского языка. В любом магазине или кафе на английском вас вряд ли обслужат, но в крупных компаниях англоязычные казахстанцы совсем не редкость.

Из общей картины выбивается разве что изучение казахского языка. По статистике, преподаватели казахского языка – это самая многочисленная группа учителей. Но вот сам казахский язык все никак не становится основным. Эксперты находят этому немало объяснений.

Проблема в том, что закон «О языках» является единственным, принятым ещё во времена СССР и пролонгированным до настоящего времени, считает политолог Айдос Сарым. Необходимо принять новый закон о госязыке, который предусмотрит создание и обновление перечня профессий, для которых владение им станет непреложным. На первом этапе будет правильным, если к этому обяжут депутатов маслихатов и мажилиса, чиновников, предложил он.

«В прошлом году мы вместе с Расулом Жумалы и Досом Кошимом ездили по регионам и говорили с русскоязычным населением о том, что будущая успешность их детей будет определяться знанием казахского языка. Если открыто об этом говорить, то все коллизии исчезнут. И наши беседы показали, что родители проникаются этой мыслью. Поэтому надо задаваться не вопросом о том, почему в Казахстане так много учителей казахского языка, а о том в какой стране мы хотим жить», – подытожил Сарым.
 

Изучение казахского языка находится на низком уровне не столько из-за профессиональной слабости учителей, сколько из-за нежелания детей учить этот предмет в школе, считает общественный деятель Петр Своик. Почему не хотят – это многокомпонентный вопрос. Де-юре государственным языком считается казахский, но де-факто им является русский. В законе «О языках» сказано, что изучение казахского является долгом каждого гражданина страны, а его знание – консолидирующий фактор в обществе, добавил он.

«Теперь вспомним статью 7 Конституции РК, в которой говорится о государственности казахского языка, но в самом конце есть статья 93, до которой доходят не все. Так вот по ей – в целях реализации 7-ой статьи – правительство, местные исполнительные и представительные органы власти обязаны обеспечить бесплатное, эффективное и доступное изучение языка в соответствии со спецзаконом, то есть законом «О языках», – сказал Своик.

И тут как раз начинается противоречие, продолжил он, так как по Конституции государство обязано обучать госязыку, а по закону «О языках» гражданин обязан его выучить. Получается, что идеология в стране построена на противоречиях и оторвана от реалий. И коль само государство запуталось и подменяет эти реалии нереализуемыми ценностями, из этого вытекает много последствий: например, молодежь демонстрирует своим поведением, что изучение казахского языка ей не нужно.

«Думаю, что вопрос развития казахского языка надо перевести из области неработающей идеологии в сферу квалификационных требований. Следует утвердить перечень должностей, на которых знание казахского языка будет обязательным, и он должен быть широким», – предложил наш собеседник.

При этом современное правовое государство должно уважать решение человека говорить на языке, унаследованном от отца и матери, уверен Петр Своик. И не требовать в обязательном порядке владения другим, если это не связано с его деятельностью.

Фото спикеров: altyn-orda.kz и radiotochka.kz



КОМБО ДНЯ