Новая информконцепция Казахстана: СМИ обязаны брать письменное согласие на разглашение личных данных

Новая информконцепция Казахстана: СМИ обязаны брать письменное согласие на разглашение личных данных

И другие новшества, что предлагают законотворцы для производителей и

1305


Что делать в Алматы и Астане с 24 по 30 сентября

Что делать в Алматы и Астане с 24 по 30 сентября

Самые интересные события недели

856


Неплательщики алиментов пользуются противоречиями в законодательстве

Неплательщики алиментов пользуются противоречиями в законодательстве

Частные судебные исполнители не могут привлечь должников ни к

602



Совсем «Оңай»

10:44, 12 января 2016
 
11 января 2016 года наступил срок, когда общественный транспорт г.Алматы должен был выйти из наличного обращения денег и полностью перейти на систему электронного билетирования «Оңай» (в переводе с каз. – «простой, легкий»). По мнению разработчиков проекта, это создаст оптимальные условия для работы общественного транспорта в мегаполисе и ускорит экономическое развитие города «без негативного воздействия на экологию».
 
Одним из удобств системы также называют отсутствие необходимости «носить мелочь в карманах» – призыв, который неоднократно раздавался со стороны производителей пластиковых карточек и фискалов. Хотя, с учетом девальвации нацвалюты – 86 % за 2015 год, возможно, мелочь все равно исчезнет из наших карманов. Что до экологической ситуации в городе, то доведена она до критической отнюдь не милыми дизайнерскими медяками, а скорей, низким качеством ГСМ.
 


Для начала разберемся, кому в голову пришла идея «Оңай» и почему.
 
Внедрение проекта безналичной формы оплаты проезда по бескондукторной схеме обслуживания пассажиров в общественном транспорте г.Алматы (сокр. АСУОП) проводится в рамках «Программы развития автомобильных перевозок пассажиров и багажа г.Алматы на период 2012-2016гг.», то есть проект, по сути, краткосрочный и пилотный.
 
Решение было принято на XI сессии Алматинского маслихата в декабре 2012 года. Инициатором выступил единый оператор по внедрению, эксплуатации, обслуживанию и контролю функционирования – ТОО «Транспортный холдинг г.Алматы», состоящий при акимате города, до 2013 года именуемый ТОО «Центр Алматыгортранс»
 
Предположительно, холдинг необходимо было срочно спасать от банкротства: имущественный комплекс стоимостью 387 млн тг, расположенный по ул. Майлина, 79 (известный алматинцам по вывеске Mercur Auto) постановлением акимата был выведен из уставного капитала товарищества, к тому же 2012 финансовый год ТОО завершало с внушительным убытком – свыше 28 млн тг. Нужно было что-то предложить управленцам взамен: практика увольнения неэффективных менеджеров у нас не прижилась. 
 
И вот, чтобы сконцентрировать весь денежный оборот в транспортной сфере города, путем проб и ошибок с октября 2015 года начала функционировать новая система оплаты проезда – «Оңай». Реформаторов не останавливал ни печальный опыт дорогостоящего проекта с валидаторами, ни стенания пенсионеров, которые не имеют представления, как пополнять новомодные карты, но дисциплинированно пошли и получили льготные карты. Сроки поставлены, ибо сумма на кону внушительная: по признанию самих транспортников, около 30% выручки, исчисляемой миллионами тенге, проходит мимо городской казны! А ошибки-де будем исправлять по ходу проекта.
 
Теперь рассмотрим, кто же те счастливчики, которым доверено принимать платежи от пользователей общественного транспорта. 
 
Пополнение карт возможно через систему KIWI (чьи платежи в Казахстане проходят через счета АО АзияКредит Банк), терминалы «Касса24» (о них подробней здесь) и интернет-банкинг «Казкоммерцбанка» HomeBank. По заявлениям представителей Транспортного холдинга, ведутся переговоры и с другими финансовыми институтами. При этом сумма внутренней комиссии за услуги посредников нигде не оглашается. Если комиссия вовсе отсутствует, то, возможно, заинтересованность есть в сроках, в течение которых финансовые посредники имеют возможность «придержать» деньги у себя на счетах? Вопросы риторические.
 
Рубикон, или точка невозврата, уже пройден. Весь городской общественный транспорт, в том числе метрополитен, оборудован новыми считывающими устройствами. Не охваченными остались разве что такси, которые также входят в понятие общественного транспорта. По состоянию на 22 ноября 2015 года была выдана 266 261 карта. Из них 68 520 – пенсионерам, 62 404 – школьникам, 57 143 – студентам и 78 194 карты – нельготным категориям граждан.
 
До 1 декабря первичный выпуск карты был бесплатным. Теперь же стоимость карты составляет 400 тенге, 320 из которых – залоговые. По данным руководства метрополитена, в мае 2015 года пассажиропоток в подземке составил около 40 тысяч человек в сутки, а за первый квартал прошлого года, со слов тогда еще занимавшего должность акима Алматы Ахметжана Есимова, число всех пассажиров общественного транспорта превышало 70,6 млн человек. Учитывая повышение стоимости ГСМ и непосильные для некоторых горожан размеры штрафов, можно предположить, что данная цифра имеет постоянную тенденцию к росту. Условно возьмем 70 млн пассажиров в квартал (в теплое время года экологически сознательное население передвигается на велосипедах или пешком), умножим на 4, получим 280 млн пассажиров в год. Из них, судя по реализованным картам, около четверти платят полную стоимость проезда – 80 тенге, остальные, льготники, – 40 тенге, ветеранов по льготной «пустой» карте очень мало, мы их в расчет не включаем. Путем нехитрых арифметических манипуляций получаем приблизительные цифры: пользователи единой карты пополнят транспортный бюджет на 5 600 млн тг, пользователи льготных карт – на 8 400 млн тг. В итоге за год имеем 14 миллиардов тенге валового дохода!
 
Собственно, сама идея выведения транспортных финансов в официальный оборот неплоха. Есть опыт развитых стран, где аналогичные системы позволили исключить «левые» заработки водителей и кондукторов. В последних, кстати, необходимость вовсе отпадает. Таким образом, возможно, будет меньше конфликтных ситуаций с выталкиванием граждан и избиением кондукторов. 
Скандалы, к слову сказать, сопровождают проект с самого начала. Первыми негативно отозвались льготные категории пассажиров – их возмутило, что при принятии данного решения акимат не посчитал необходимым узнать мнение собственно самих пассажиров.
 
Далее возмущение вызвали бесконечные очереди и отсутствие своевременной разъяснительной работы транспортников или публичных обсуждений, то есть были бесконечные пресс-конференции и т.п., но на местах выдачи карт наблюдались давка и ажиотаж, пенсионеры бегали от одного окошка к другому и с удивлением вглядывались в терминалы пополнения карт. Со слов представителя Управления внутренней политики акимата г. Алматы Асхата Усербаева, из 204 тысяч пенсионеров лишь 64 тысячи обратились за получением транспортных карт. Остальные, видимо, сравнили свои прежние расходы на проездной билет и нынешние расходы на карту и приняли решение бесплатно сидеть дома. Активисты от народных коммунистов направили запросы в ряд государственных органов на предмет законности навязывания гражданам транспортных карт в декабре прошлого года. Других возмутил факт, что карты заказывали в Москве – так-то акимат поддерживает отечественных производителей? Неужели из своих никто не взялся бы? Но поезд, как говорится, уже ушел.
 


Проект не нашел понимания и «по другую сторону баррикад». Водители и кондукторы активно сопротивлялись новшеству, был случай, когда на 13-м маршруте водитель автобуса в сердцах разбил дорогостоящий аппарат, потому что он ему попросту невыгоден! Другой водитель, уже 22-го маршрута, ссылаясь на неисправность терминала, принимал наличные, а карту «Оңай» у предъявившей ее студентки попросту отобрал и уехал. Терминалы перевязывали полиэтиленовыми пакетами и увешивали надписями о временной блокировке ввиду «ожидания связи с мастером». Упоминания о дополнительном приеме на работу «мастеров», обслуживающих новое оборудование, на пресс-конференциях тоже не звучало, возможно, переучены штатные мастера...
 
Официально все 19 частных перевозчиков дали «добро» нововведению, но все мы знаем эту добровольно-принудительную меру. Будешь спорить – лишишься лицензии! Кстати, за намеренное выведение прибора из строя автобусы будут сниматься с маршрута, а злоумышленнику необходимо будет возместить нанесенный ущерб – более 1500 долларов. 
 
Кстати, при утере карты для получения новой пользователь должен оплачивать уже полную стоимость карты! Если же вам карта уже не нужна и вы хотите вернуть ее залоговую стоимость, то придется потратиться на проезд в офис Транспортного холдинга (ул. Рыскулбекова, 33/1) с удостоверением и... чеком, который вы, скорей всего, давно выкинули или потеряли! То есть рекламируемая легкость использования системы водителями и пассажирами, мягко говоря, под вопросом.
 
Что-то подсказывает, что наш менталитет не даст работать системе бесперебойно. Взамен грозным кондукторам заступила новая контрольно-ревизионная служба из 376 человек, которая с 1 января призвана беспощадно ловить и штрафовать всех «зайцев». Этим новым сотрудникам тоже положена заработная плата со всеми прилагающимися отчислениями, что, несомненно, будет включено в стоимость проезда. 
 
Поразительно то, что при всей масштабности проекта никто из инициаторов, включая директора ТОО «Транспортный холдинг г. Алматы» Серика Жумабекова, не могут назвать полную стоимость по внедрению АСУОП. Казалось бы, умножьте количество охваченного картой транспорта на 500 000 тенге (такова была заявленная стоимость оборудования одного транспортного средства), прибавьте расходы на изготовление карт и человеческие ресурсы, маркетинг – и вуаля! А ведь проект финансируется за счет городского бюджета и деньги пассажиров. 
 
Мы попытались связаться с PR-отделом Управления транспортной службы г. Алматы по телефону 2716556, но, возможно, они были очень заняты и потому не поднимали трубку. В акимате нас упорно отправляли на этот номер, отказываясь самостоятельно давать какие-либо комментарии или данные.
 
Конечно, подобная «открытость» для СМИ тоже вносит свой негативный оттенок в восприятие, возможно, неплохого новаторского начала, но к чему таинственная игра с цифрами? Если Управление транспорта стремится к прозрачности и законности проходящих «транспортных финансов», то, может быть, необходимо все же начать с себя и дать общественности доступ к интересующей ее информации?





Просмотров: 5911



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

Новая информконцепция Казахстана: СМИ обязаны брать письменное согласие на разглашение личных данных

Новая информконцепция Казахстана: СМИ обязаны брать письменное согласие на разглашение личных данных

И другие новшества, что предлагают законотворцы для производителей и получателей новостей...

1305


Что делать в Алматы и Астане с 24 по 30 сентября

Что делать в Алматы и Астане с 24 по 30 сентября

Самые интересные события недели...

856


Неплательщики алиментов пользуются противоречиями в законодательстве

Неплательщики алиментов пользуются противоречиями в законодательстве

Частные судебные исполнители не могут привлечь должников ни к уголовной, ни к администрати...

602


О, сколько же открытий чудных!..

О, сколько же открытий чудных!..

О кое-какой логической связи между последними лауреатами Шнобеля и информационным здоровь...

484