Суд оставил решение по делу «Нур.кз» без изменений

Суд оставил решение по делу «Нур.кз» без изменений

Представитель сайта неожиданно призвал суд наказать Шавката

341


Что принадлежит жене и детям Заманбека Нуркадилова

Что принадлежит жене и детям Заманбека Нуркадилова

Макпал Жунусова и Куралай Нуркадилова в рубрике «Кто владеет KZ»

5990


Ставить знак равенства между исламом и неспособностью к демократии нельзя – Идрисов

Ставить знак равенства между исламом и неспособностью к демократии нельзя – Идрисов

Также глава МИД призвал поддержать Исламскую организацию по

431



Нурлы школ - почему в Казахстане плохо с казахским

17:04, 28 марта 2016

Первое место по количеству учителей в Казахстане занимают преподаватели казахского языка и литературы – 34,8 тыс человек, выяснила редакция "Радиоточка" из отчета комитета по статистике Миннацэкономики РК. На втором месте математики – 22,4 тыс человек, а на третьем – учителя русского языка и литературы – 21,8 тыс человек.

По данным того же госстата, в конце 2015 – начале 2016 в Казахстане работало 232,09 тыс учителей-предметников. Причем большая их часть трудится в селе – 146,18 тыс человек. В таблице ниже мы выложили данные по числу преподавателей всех школьных дисциплин в порядке убывания.
 
Название предмета  Всего преподавателей   Городская местность Сельская местность   Мужчины  Женщины
Казахский язык и литература   34 850  14 399  20 451  3 796  31 054
Математика   22 496  8 209  14 287  3 438  19 058
Русский язык и литература  21 873  8 225  13 648  1 472  20 401
Физическая культура  20 989  7 821  13 168  14 947  6 042
Английский язык  18 930  7 657  11 273  1 830  17 100
История, основы государства и права  18 090  6 049  12 041  4 383  13 707
Трудовое обучение  10 549  3 403  7 146  4 476  6 078
Биология  10 127  3 343  6 784  1 262  8 865
Информатика  9 854  3 578  6 276  2 610  7 244
География  9 847  3 191  6 656  2 052  7 795
Физика  9 259  3 404  5 855  2 115  7 144
Самопознание  8 539  4 054  4 485  498  8 041
Химия  7 349  2 688  4 661  1 034  6 315
Музыка и пение   5 930  2 248  3 682  1 448  4 482
Изобразительное искусство  5 629  1 937  3 692  1 979  3 650
Начальная военная подготовка  4 909  1 354  3 555  4 690  219
Немецкий язык  328  200  128  18  310
Французский язык  132  107  25  5  127
Другие иностранные языки  230  68  162  57  173
Другие предметы  12 180  3 974  8 206  1 838  10 342

Соответствует ли качество казахстанского школьного образования количеству учителей? Например, преподавателям математики есть чем гордиться? По данным Минобразования, в 2015 году в международных предметных олимпиадах и конкурсах научных проектов приняли участие 2598 казахстанских школьников. Награды международного уровня получили 1309 участников математических олимпиад, то есть одна награда на 17 учителей математики. Золотыми медалями наградили 276 человек, серебряными – 384 человека и бронзовыми – 629 учеников.

С русским языком проблем нет, плохо или хорошо, но им владеют почти все в стране. Четвертое место физруков тоже можно связать с достижениями казахстанских спортсменов – их немного, но они есть в тяжелой и легкой атлетике, боксе, греко-римской борьбе, успешны в мировом масштабе в теннисе, пауэрлифтинге.

И можно даже отметить уровень казахстанцев в освоении английского языка. В любом магазине или кафе на английском вас вряд ли обслужат, но в крупных компаниях англоязычные казахстанцы совсем не редкость.

Из общей картины выбивается разве что изучение казахского языка. По статистике, преподаватели казахского языка – это самая многочисленная группа учителей. Но вот сам казахский язык все никак не становится основным. Эксперты находят этому немало объяснений.

Проблема в том, что закон «О языках» является единственным, принятым ещё во времена СССР и пролонгированным до настоящего времени, считает политолог Айдос Сарым. Необходимо принять новый закон о госязыке, который предусмотрит создание и обновление перечня профессий, для которых владение им станет непреложным. На первом этапе будет правильным, если к этому обяжут депутатов маслихатов и мажилиса, чиновников, предложил он.

«В прошлом году мы вместе с Расулом Жумалы и Досом Кошимом ездили по регионам и говорили с русскоязычным населением о том, что будущая успешность их детей будет определяться знанием казахского языка. Если открыто об этом говорить, то все коллизии исчезнут. И наши беседы показали, что родители проникаются этой мыслью. Поэтому надо задаваться не вопросом о том, почему в Казахстане так много учителей казахского языка, а о том в какой стране мы хотим жить», – подытожил Сарым.
 

Изучение казахского языка находится на низком уровне не столько из-за профессиональной слабости учителей, сколько из-за нежелания детей учить этот предмет в школе, считает общественный деятель Петр Своик. Почему не хотят – это многокомпонентный вопрос. Де-юре государственным языком считается казахский, но де-факто им является русский. В законе «О языках» сказано, что изучение казахского является долгом каждого гражданина страны, а его знание – консолидирующий фактор в обществе, добавил он.

«Теперь вспомним статью 7 Конституции РК, в которой говорится о государственности казахского языка, но в самом конце есть статья 93, до которой доходят не все. Так вот по ей – в целях реализации 7-ой статьи – правительство, местные исполнительные и представительные органы власти обязаны обеспечить бесплатное, эффективное и доступное изучение языка в соответствии со спецзаконом, то есть законом «О языках», – сказал Своик.

И тут как раз начинается противоречие, продолжил он, так как по Конституции государство обязано обучать госязыку, а по закону «О языках» гражданин обязан его выучить. Получается, что идеология в стране построена на противоречиях и оторвана от реалий. И коль само государство запуталось и подменяет эти реалии нереализуемыми ценностями, из этого вытекает много последствий: например, молодежь демонстрирует своим поведением, что изучение казахского языка ей не нужно.

«Думаю, что вопрос развития казахского языка надо перевести из области неработающей идеологии в сферу квалификационных требований. Следует утвердить перечень должностей, на которых знание казахского языка будет обязательным, и он должен быть широким», – предложил наш собеседник.

При этом современное правовое государство должно уважать решение человека говорить на языке, унаследованном от отца и матери, уверен Петр Своик. И не требовать в обязательном порядке владения другим, если это не связано с его деятельностью.

Фото спикеров: altyn-orda.kz и radiotochka.kz





Просмотров: 3860



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

Суд оставил решение по делу «Нур.кз» без изменений

Суд оставил решение по делу «Нур.кз» без изменений

Представитель сайта неожиданно призвал суд наказать Шавката Сабирова ...

341


Что принадлежит жене и детям Заманбека Нуркадилова

Что принадлежит жене и детям Заманбека Нуркадилова

Макпал Жунусова и Куралай Нуркадилова в рубрике «Кто владеет KZ»...

5990


Ставить знак равенства между исламом и неспособностью к демократии нельзя – Идрисов

Ставить знак равенства между исламом и неспособностью к демократии нельзя – Идрисов

Также глава МИД призвал поддержать Исламскую организацию по продовольственной безопасности...

431


Отмена моратория на смертную казнь – не общественный запрос, а политический

Отмена моратория на смертную казнь – не общественный запрос, а политический

Нужно ли вернуть «высшую меру социальной справедливости» в нашу жизнь...

256