Бигельды Габдуллин освобожден в зале суда

Бигельды Габдуллин освобожден в зале суда

Суд приговорил Бигельды Габдуллина к пяти годам ограничения свободы

3464


Нацбанк прокомментировал информацию о переговорах между QAZKOM и Halyk Bank

Нацбанк прокомментировал информацию о переговорах между QAZKOM и Halyk Bank

До фактической реализации сделки банки должны получить согласие

288


Штрафовать за отсутствие временной регистрации начнут с середины марта

Штрафовать за отсутствие временной регистрации начнут с середины марта

Административные меры будут применяться только после официального

899



Что из СССР нужно перенести в современный Казахстан, а что забыть?

12:26, 4 ноября 2016

Близится 25-летие распада СССР. В оценке этого события люди порой диаметрально расходятся. В том числе и те, кто родился и сформировался в Советском Союзе. Газета Central Asia Monitor решила узнать мнение известных в нашей стране представителей старшего поколения, задав им следующие вопросы:

 

1. Что из советского прошлого вы бы перенесли в наше время?

2. А что из перенесенного в современный Казахстан, напротив, следовало бы забыть как плохой сон?

 

Жасарал Куанышалин, общественный деятель:

 

Непреодолимые пороки

 

1. СССР был очень сложным в общественно-политическом и социально-экономическом отношениях государственным образованием, которому были присущи, с одной стороны, относительно выгодные и удобные для народа достижения, а с другой – откровенно антинародные институты. И с этой точки зрения, думаю, все хорошее, что было в СССР и что следовало бы перенести в современный Казахстан, общеизвестно.

Во-первых, это возможность граждан страны получить бесплатное жилье, образование, медицинское обслуживание, то есть те социальные льготы, которые имели большое значение прежде всего для, скажем так, простых людей, составляющих в любом человечес­ком обществе основную массу населения.

 

Во-вторых, низкий уровень безработицы, обусловленный государственной политикой права на труд, которое имело форму даже своеобразной обязанности трудиться: тот, кто не работал, рассматривался как «тунеядец» и привлекался за это по закону к ответственности.

 

В-третьих, пенсии, равные зарплате инженера, учителя, врача, и поэтому достаточные для безбедного существования людей на старости лет, путевки в санатории, стабильные и низкие цены на коммунальные услуги, на продукты питания и товары первой необходимости.

 

В-четвертых, та норма Конституции, согласно которой природные ресурсы страны (земля, ее недра, растительный и животный мир) являлись не объектом частной собственности, выгодной лишь для власть имущих и денежных мешков – олигархов и латифундистов, а исключительной собственностью государства. Иными словами, народа Казахстана, поскольку согласно и той, и нынешней Конституции, народ считается единственным источником власти.

 

В-пятых, все эти составляющие жизни населения СССР даже при известных издержках давали людям возможность с уверенностью смотреть в будущее.

 

И если бы постсоветский Казахстан, имея для этого все возможности как обладатель колоссальных запасов нефти и газа, не говоря о прочих природных богатствах, которыми Аллах щедро наделил нашу страну, не только сохранил все перечисленное, но и придал бы им современное качество, чего еще лучшего можно было бы пожелать?

 

2. Ни в коем случае не следовало переносить в Казахстан ХХІ века те антинародные институты ХХ века, которые, на мой взгляд, и привели СССР к развалу. Прежде всего это, конечно же, тоталитарный характер системы управления государством, которой присущи ярко выраженные двойные стандарты буквально во всем.

 

К примеру, конституционно, де-юре провозглашая РК «демократическим, светским, правовым и социальным» государством, «высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы», власти нынешнего Казахстана ведут себя как прямые наследники СССР и точно так же, как в свое время и власти канувшей в Лету империи, де-факто поступают ровным счетом наоборот.

Ибо государство, на деле соблюдающее указанные выше нормы своей Конституции, никогда не будет подавлять оппозиционно-демократические силы, права и свободы граждан страны и выдавливать за границу оппонентов власти, как это происходило в СССР и порой происходит сегодня в Казахстане.

 

Государство, которое действительно признает право граждан выходить на мирные протесты, не будет проводить по надуманным обвинениям судилища над гражданскими активистами, а по сути патриотами страны, за их борьбу против передачи родной земли в аренду иностранцам, как это происходит сегодня в Атырауском суде над Максом Бокаем и Талгатом Аяном.

Государство, для которого на самом деле, а не только на словах, высшими ценностями являются человек и его жизнь, никогда не будет устраивать гонения на граждан своей страны только за то, что они вышли на мирную забастовку с трудовыми требованиями, как это происходило в СССР и что наблюдаем у нас.

 

Видимо, нет особого смысла подробно констатировать иные печальные факты. Как, например, то, что сегодняшний Казахстан унаследовал от СССР, увы, и подпольных миллионеров типа Корейко, превратившихся у нас уже в легальных миллиардеров – фигурантов «Форбса», и напрямую порожденное этим позорным явлением чудовищное расслоение нашего общества на сверхбедных и сверхбогатых, а также прочие пороки социального свойства…

 

Юрий Булуктаев, политолог:

 

Без прошлого нет будущего

 

1. Во-первых, перенес бы в наше время существовавшую тогда степень социальной защищенности. И речь здесь можно вести не только о стабильной работе, бесплатном выделении жилья для молодых специалистов и иных категорий граждан, гарантированном трудоустройстве выпускников вузов, бесплатном образовании и медицине. Все это кануло в Лету. Потому что после распада СССР наступили времена капитализма. Чуть ли не в ранг национальной идеи был возведен лозунг «Обогащайтесь кто может!». И это было неизбежно в силу сложившихся в то время обстоятельств, условий и факторов.

Но, наряду с определенными преимуществами капитализма, его дикость (в первую очередь по отношению к нашим детям) ощутили на себе миллионы простых граждан. Так, для меня шокирующей была новость о том, что дворец школьников на Кабанбай-батыра (бывшая ул. Калинина) по решению городских властей будет снесен, а на его месте некие бизнесмены обещали построить гостиницу. Что и было сделано. Теперь, проходя мимо, я вспоминаю, как мой сын с первого по десятый класс ходил в бассейн на плавание, а сотни детишек в бывшем дворце школьников посещали всевозможные кружки и секции. И все это – бесплатно! Вот это и было счастливое детство! Сейчас на том месте стоит отель, из эксплуатации которого хозяева извлекают какую-то, может быть, и немаленькую прибыль. А где дети? А дети сами по себе…

 

В постсоветское время появились капиталисты, новые «хозяева жизни», приватизировавшие сотни детских садов для того, чтобы открыть в них бизнес-центры. Но и этого им показалось мало, они стали прихватывать общественно значимую территорию – терренкуры и тропы в горах, прибрежные склоны у рек, тротуары и (даже!) улицы в городах, автобусные остановки и привокзальные площади. Возникла угроза социальной и личной безопасности.

 

Попробуйте, к примеру, в Алматы пройти к ЦОНу Алмалинского района с улицы Толе-би по улице Джумалиева. Добрых семьсот-восемьсот метров вам придется идти по проезжей части, лавируя в потоке машин и рискуя попасть под колеса автомобиля, потому что тротуара как такового просто нет: его заняли всякого рода бизнес-структуры. Случилось это еще в период «мэрства» Храпунова, а может, Кулмаханова. Вернуть тротуа­ры пешеходам не удается ни одной последующих городских властей. И таких примеров много.

Или возьмите проблему автобусных остановок. Не одна, а несколько сот автобусных остановок в городе – это просто выжженное поле, без элементарных навесов и скамеек. То есть пассажиры, среди которых инвалиды, дети и пожилые люди, на протяжении многих лет стоят под солнцем, дождем, снегом в ожидании транспорта. Это вообще 19-й век! Может быть, причина в том, что городской акимат попросту снимает с себя ответственность за социально значимую территорию, спихивая ее на бизнес-структуры? Но для бизнесменов главное – прибыль, а не социальное самочувствие горожан.

 

В результате происходит сращивание власти и капитала по формуле «бизнес приходит во власть и делает из нее успешный бизнес». Поэтому мы наблюдаем парадоксальное явление: на некоторых остановках сооружены ларьки, где идет торговля всевозможными товарами, а навесов и скамеек для пассажиров нет! То есть социальные рейдеры посредством сговора с чиновниками приватизировали территорию остановок, но используют ее не по прямому назначению.

 

Такого разгула социального рейдерства и безответственности власти не могло быть в советские времена. До алматинского аэропорта тогда можно было добраться (как и уехать оттуда) на нескольких маршрутах автобусов, и даже на троллейбусе, а не только на такси. То есть был обеспечен реальный доступ к общественному транспорту. Сейчас же уже от ж/д вокзала «Алматы-2», куда ежедневно прибывают (и откуда уезжают) тысячи пассажиров, можно уехать только на троллейбусе №5. Или на такси.

В советском прошлом на остановках были добротно оборудованные остановочные комплексы. По горным тропам можно было свободно передвигаться без риска натолкнуться на забор или охранников. В городе тротуары использовались по прямому назначению – для пешеходов. Потому что власть, что бы нам сейчас ни говорили всякого рода перевертыши и так называемые грантоеды фондов западных стран, расплодившиеся на ниве антисоветских измышлений, была социально компетентна. Она, в отличие от современных структур власти, не была коррумпирована и не могла себе позволить за взятки выдавать справки, удостоверяющие право владения социально значимой территорией. Может быть, потому еще, что тогда не было частной собственности на землю, а может, и потому, что эффективно работали структуры не только партийного, но и народного контроля.

 

Абсолютно безнравственно и то, что в постсоветское время социальное рейдерство вторглось в науку, образование, здравоохранение. Наследие советских времен в этих сферах методично и планомерно разрушается. Вот где прямая угроза национальной безопасности! Но это предмет отдельного разговора.

 

Во-вторых, я бы захватил с собой в наши времена ощущение (состояние) личной безопасности. В советском прошлом наши дети (как и мы сами в свое время) могли спокойно, без присмотра играть допоздна во дворах, посещать всевозможные кружки и секции без сопровождения взрослых. Сейчас же родители приводят своих детей в школу, а затем встречают, чтобы отвести их домой. Например, лично я поджидаю внука после школьных занятий, а затем сопровождаю его во время прогулок по городу. Почему я это делаю? Потому что существует риск встретиться с наркоманами, педофилами, проститутками, бомжами. А еще с гомосексуалистами и лесбиянками. Интересно, где они все были в советское время? И были ли вообще… Хотя недавно встретил экспертное мнение о том, что «в советское время наркомании как социального явления не было. Существовали лишь небольшие группы потребителей наркотиков, главным образом, в криминальных структурах». Ну а уж религиозный экстремизм и терроризм нам не могли присниться даже в самом страшном сне.

 

А сегодня мы читаем о том, что в Алматы действуют десятки (!) организованных групп преступников, специализирующихся на карманных и квартирных кражах, разбое, угонах автомобилей и так далее. Недавно и сам министр МВД заявил о росте преступности среди молодежи в республиканском масштабе. Поражает и состав преступлений: изнасилована 56-летняя женщина, 18-летний юноша пытался изнасиловать свою мать, 25-летний парень укусил за руку своего отца, и тому ампутировали палец. Мы уже как-то привыкли к тому, что насилие по отношению к детям и женщинам становится обыденным. Но приведенные примеры говорят уже о геронтологическом насилии. Все это результат, кроме всего прочего, и морально-нравственного падения. Если сын посягает на свою мать, пытаясь удовлетворить свою похоть, то это уже дно, ниже которого падать некуда. Здесь впору задуматься об эффективности системы воспитания и в целом социализации.

 

В связи с чем, и это уже в-третьих, пригодился бы нам и советский опыт организации системы социализации граждан.

Вот ее составляющие. Советское прошлое – это величие мировой державы и осознание себя единой нацией. Это чувство сопричастности к великим победам и свершениям: День Победы, первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе, высокое искусство театра, оперы и балета, самая читающая в мире нация, спортивные достижения на Олимпийских играх и чемпионатах мира и многое другое. Это дружба, искренность, открытость, близкие и неравнодушные отношения между людьми, уверенность в завтрашнем дне.

 

В советское время не было дефицита стратегии будущего. А сейчас такой дефицит создает атмосферу неуверенности, которая прямо влияет на общественные настроения. Многих будущее не зовет, оно пугает. И здесь я бы обратил внимание на идеологическое наполнение всей системы социализации граждан. Благо, что в самих стратегиях (и «2030», и «2050», и «План нации – 100 шагов») у нас недостатка нет.

 

В советскую эпоху люди социализировались, начиная с детского возраста, с помощью ключевых агентов (акторов) социализации: семьи, детского садика, школы, профтех­училища, техникума, вуза, армии, трудового коллектива. Но основным актором социализации выступало государство. Именно оно заботилось о содержательном наполнении движений и организаций октябрят, пионеров, комсомольцев. Вспомните лозунги «Пионер – всем ребятам пример!», «Не расстанусь с комсомолом – буду вечно молодым!». Важную роль играли искусство кино, музыкальные произведения и литература. И в наше время популярными остаются советские кинофильмы, а на музыкальных шоу «Песни 70-х и 80-х годов» всегда аншлаг.

 

В советской школе не одно поколение социализировалось по книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Главный посыл этого произведения – протянуть руку помощи окружающим тебя людям, особенно тем, кто в этом нуждается. Сейчас же в рекомендуемом списке литературы для внеклассного чтения в одной из алматинских школ вместо книг Гайдара я обнаружил произведения российского писателя Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «В круге первом». Детям предлагается жуть жуткая. И здесь посыл очевиден: воспитать у школьников отвращение к советскому прошлому. Но стоит ли ради этого вгонять бедных детишек в транс и депрессию?.. Может быть, все-таки лучше прививать им разумное, доброе и светлое?

 

Одним из маркеров советской социализации было отношение к труду. В то время труд ценился, а человек труда возвеличивался. Многие стремились стать стахановцами на своем производстве. Если экстраполировать на современность, то впору вспомнить президентскую программу «Общество всеобщего труда». Правда, тогда пятилетние планы развития народного хозяйства подкреплялись идеологическими установками на социальную справедливость, равный доступ к таким благам, как качественное образование и здравоохранение. Сейчас это будет трудно сделать по причине резкого социального расслоения и неравенства доходов.

 

2. Что следовало бы забыть как плохой сон? Мне трудно ответить на этот вопрос. Хотя бы потому, что плохие сны мне не снились прежде, не снятся сейчас и, надеюсь, не будут сниться в будущем…

 

Главное, что я могу сказать: жить и работать мне было интересно и в советское время, и сейчас. Меня окружали и окружают прекрасные и дорогие мне люди. Но истоки моего жизненного оптимизма находятся в советском прошлом. И это данность, которую уже не изменить. Также как невозможно изменить историю уничтожением символов, связанных с ней.

 

Советское прошлое – это сама реальная жизнь нескольких поколений людей, наших отцов, дедов и прадедов. Без него не было бы современного Казахстана. Кстати, и идея национального согласия – это советская идея: дружба между представителями разных национальностей культивировалась в нашем сознании с детства.

 

Советское прошлое – это и могучий фактор будущего Казахстана. Только переосмыслив советский опыт, мы сможем двинуться дальше. Восстановить то, что полезно, но утрачено, вернуть связь поколений, рассказать молодежи правду о нашем прошлом – вот что нам нужно делать сегодня сообща, совместно.





Просмотров: 6710



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

Бигельды Габдуллин освобожден в зале суда

Бигельды Габдуллин освобожден в зале суда

Суд приговорил Бигельды Габдуллина к пяти годам ограничения свободы...

3464


Нацбанк прокомментировал информацию о переговорах между QAZKOM и Halyk Bank

Нацбанк прокомментировал информацию о переговорах между QAZKOM и Halyk Bank

До фактической реализации сделки банки должны получить согласие Нацбанка на смену крупных ...

288


Штрафовать за отсутствие временной регистрации начнут с середины марта

Штрафовать за отсутствие временной регистрации начнут с середины марта

Административные меры будут применяться только после официального опубликования новых Прав...

899


Михаэль Бродский: Казахстан для Израиля основной партнёр в Центральной Азии

Михаэль Бродский: Казахстан для Израиля основной партнёр в Центральной Азии

Посол Израиля в Казахстане о перспективах казахстанско-израильских взаимоотношений и ситуа...

739