Бигельды Габдуллин освобожден в зале суда

Бигельды Габдуллин освобожден в зале суда

Суд приговорил Бигельды Габдуллина к пяти годам ограничения свободы

4310


Нацбанк прокомментировал информацию о переговорах между QAZKOM и Halyk Bank

Нацбанк прокомментировал информацию о переговорах между QAZKOM и Halyk Bank

До фактической реализации сделки банки должны получить согласие

326


Штрафовать за отсутствие временной регистрации начнут с середины марта

Штрафовать за отсутствие временной регистрации начнут с середины марта

Административные меры будут применяться только после официального

921



Найти и привлечь!

06:30, 8 декабря 2016

После Дня индустриализации стало очевидно, что правительство накануне очередной «перезагрузки». Это почти наверняка. Об этом фактически распорядился глава государства. Но есть ли в этом резон? Кабинет министров пережил кучу экспериментов и трансформаций, и всё равно трудно отнести ботинки отечественного производителя, которые сегодня как будто бы с гордостью носит президент страны, к главному экономическому эффекту последних 25 лет.

 

Что до смены вывесок, то консервативный МИД должен преобразиться и в новых условиях стать министерством иностранных дел и торговли. Собственно попытки расшевелить МИД и перепрофилировать во внешнеполитическое ведомство по привлечению иностранных инвестиций за последний год предпринимались неоднократно. И воспринимаются эти попытки далеко неоднозначно. Потому что дело, как считают эксперты, не в названии.

 

Тогда в чём же? Ведь судя по отчетам членов кабинета министров иностранный капитал, худо-бедно, вкладывает миллиарды долларов в экономику Казахстана. Может, климат больше не подходит, или аппетиты казахстанского истеблишмента не соответствуют настоящей экономической повестке дня? «Радиоточка» поговорила об этом с директором Группы оценки рисков, политологом Досымом Сатпаевым.             

 

— Досым, что можно сказать навскидку об очередных высочайших распоряжениях «найти и привлечь» иностранных инвесторов?  

 

—  Это всё не так ново, как кажется. У всего этого есть предыстория. Если помните, ещё несколько лет назад президент давал установку по поводу того, что привлечением в страну инвестиций должны заниматься различные государственные структуры. И, кстати, тогда же, несколько лет тому назад, министерство иностранных дел уже получало подобную установку, чтобы посольства подключились к этой работе. Точно такое же распоряжение получили региональные лидеры — областные акимы — чтобы они не сидели, сложа руки, а активно занимались созданием реальных благоприятных инвестиционных условий.

 

— А фактически власть тихо попиливает всё те же прежние опилки?

 

— На официальном уровне, на самом деле, заявлялось об активизации такой работы, и более того, работа была. Я имею в виду, что в 2014 году были внесены изменения в инвестиционное законодательство. Причём в лучшую сторону. Так, инвесторы, которые приходят в несырьевой сектор экономики Казахстана, получают неплохие льготы и преференции, для них отменяется визовый режим. Тогда же предполагалось, что всё это приведёт к тому, что в Казахстан потекут новые потоки инвестиций. Но здесь надо учитывать множество разных моментов.

 

— Какие именно?

 

— Во-первых, не самую стабильную глобальную экономическую ситуацию. Как показывает практика, сегодня многие инвесторы опасаются вкладывать в не очень стабильные, и с точки зрения долгосрочной перспективы, не самые предсказуемые политические и экономические системы. Потом, опять же, не стоило бы забывать, что Казахстан, с точки зрения общемировой экономики, не слишком привлекательный объект вложений, исключая возможность качать сырьё. Рынок очень маленький, потом мы участники ЕАЭС, который создаёт нам дополнительные проблемы и ограничения. Опять-таки многие в этой связи сильно привязывают нашу экономику к российской, которая сами знаете что переживает, а с учётом западных санкций против соседа инвесторы понимают, что косвенно это задевает и сказывается на Казахстане.

 

— С внешней стороной всё вроде бы просто и понятно. А внутренний, «домашний» климат?

 

— Здесь одно дело — привлечь инвестора, затащить в Казахстан. На самом-то деле, это, возможно, не самая сложная и трудоёмкая задача. И совсем другое дело — сделать так, чтобы он здесь остался всерьёз и надолго. И чтобы деньги инвестора по-настоящему работали на пресловутое индустриально-инновационное развитие страны. А здесь, на мой взгляд, уже возникает существенная проблема, потому что отечественные чиновники, говоря «а», не говорят «б».

 

— ?

 

— То есть они, да, работают на привлечение инвестиций, но затем их мало интересует, что дальше с этими инвесторами здесь происходит. Особенно это касается регионов. Это взаимоотношения с областными властями, местной элитой. Правительство действительно пытается создать то, что называют благоприятными условиями. Вводит дополнительные институты по защите прав инвесторов, я, в частности, говорю про инвестиционного омбудсмена, но ведь в любом случае иностранный вкладчик работает с региональными элитами. И здесь порой возникает комплекс препятствий разного рода. Кстати, надо отметить, что несколько лет назад национальная палата предпринимателей «Атамекен» проводила опрос среди ста представительств российских компаний. Я подчеркиваю, именно российских! Опрос относительно инвестиционного климата. Так вот большинство отметило, что на центральном уровне — на уровне принятия политических решений — они всегда находят поддержку, ведут диалог. Но все проблемы начинаются при реализации проектов в регионах.

 

— Проще, но мягче говоря, им приходится тут же на местах пересматривать утверждённый бюджет?

 

— Да, точно! Вроде, формально, получается, что у тебя гарантии со стороны правительства, а как только ты попадаешь в регион, то моментально нагружаешь себя дополнительными обязательствами. Местные власти тебя уже рассматривают, как дойную корову. Естественно, добавляется коррупционный фактор, потому что инвестор должен держать в уме материальные интересы региональных элит, которые, например, проталкивают своих подрядчиков или субподрядные организации при реализации тех или иных проектов. И даже смена акимов, руководства областей влечёт за собой смену правил игры. Поэтому, я думаю, что, несмотря на эти красивые, правильные поправки в инвестиционное законодательство, несмотря на создание в Астане международного финансового центра, где инвесторов будет защищать цивилизованное британское право, в любом случае мы не способны завлечь инвесторов ровно до тех пор, пока такие же особенные условия не будут распространяться на весь остальной Казахстан. Точно так же акимы должны быть заинтересованы в долгосрочной, стабильной работе иностранных инвесторов. Не ради личных карманов и счетов, а ради экономического развития региона, повышения конкурентоспособности.

 

— Теперь инвестором вплотную займётся МИД, что само по себе любопытный эксперимент.

 

— Есть много разных мнений на этот счёт, но инвесторам надо иметь на руках понятный бизнес-план и понимание, куда их просят вкладывать деньги. Инвестор должен понимать сферы интересов, проекты, гарантии государства, гарантии безопасности. И тут, как жалуются сами дипломаты, активно проводя рекламную кампанию инвестиционного климата в Казахстане, когда доходит дело до конкретики, они не могут предложить бизнесменам интересные проекты. Их нет! Потому что наши государственные структуры не привыкли разрабатывать долгосрочные бизнес-процессы, которые бы приносили реальную пользу стране. Главная задача аппаратчика — отчитаться перед вышестоящим начальством. Вот поэтому они отчитываются по количеству якобы привлеченных транснациональных компаний, а, если поглядеть на сегменты, куда пришли эти компании, то это всё те же нефть, газ, металлы, частично нефтехимия и агропромышленный комплекс. Всё традиционно, никаких новых инновационных ниш не видно. То есть то, на что именно рассчитывало правительство, как раз и не работает.

 

— Резюме?

 

— Если резюмировать, то мне кажется, что наш внутренний фактор превалирует над внешними причинами и обстоятельствами. Вот почему новый инвестор не спешит в Казахстан.   

 

— Мы как-то говорили-говорили и скромно умолчали о таком важнейшем понятии, как политические риски.

 

— К политическим рискам, прежде всего, нужно отнести транзит власти. Это особенно касается новых инвесторов. Потому что тем, кто здесь уже работает давно, им особо деваться некуда. Если ты когда-то «вбухал» в Казахстан миллиарды долларов, то ты испытываешь к нему невольную «привязанность». Ты привык к существующей политической и экономической реальности, а потому тебе остаётся молиться на то, чтобы всё прошло мирно, тихо и гладко. А если речь идёт об инвесторах-новичках, которые только присматриваются к нашей стране, то такой очевидный фактор, как транзит власти, не может не учитываться. Другой фактор — коррупция. Да, у нас с ней борются, в тюрьмах и бывший премьер, и министры разные, и акимы, но в борьбе с коррупцией чувствуется избирательный подход, поэтому говорить о настоящих, больших успехах в этой сфере мы не можем. А этот фактор тоже сильно мешает тем, кто опасается, что им придется учитывать дополнительные неофициальные финансовые расходы. Это, в свою очередь, невыгодно ни по экономическим, ни по имиджевым причинам. Потому что сейчас в Европе и США усиливается контроль компаний на предмет соблюдения антикоррупционных законодательств. Поэтому многие попросту не хотят рисковать. Третий момент — терроризм. Те теракты, которые были в Казахстане, тоже, откровенно говоря, не способствуют притоку новых инвесторов. На самом деле, можно перечислять. Есть много политических рисков, которые иностранный бизнес обязательно учитывает.





Просмотров: 4266



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

Бигельды Габдуллин освобожден в зале суда

Бигельды Габдуллин освобожден в зале суда

Суд приговорил Бигельды Габдуллина к пяти годам ограничения свободы...

4310


Нацбанк прокомментировал информацию о переговорах между QAZKOM и Halyk Bank

Нацбанк прокомментировал информацию о переговорах между QAZKOM и Halyk Bank

До фактической реализации сделки банки должны получить согласие Нацбанка на смену крупных ...

326


Штрафовать за отсутствие временной регистрации начнут с середины марта

Штрафовать за отсутствие временной регистрации начнут с середины марта

Административные меры будут применяться только после официального опубликования новых Прав...

921


Михаэль Бродский: Казахстан для Израиля основной партнёр в Центральной Азии

Михаэль Бродский: Казахстан для Израиля основной партнёр в Центральной Азии

Посол Израиля в Казахстане о перспективах казахстанско-израильских взаимоотношений и ситуа...

846