ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит

1987


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной

3043


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

2923



Где обещанные казахстанские сериалы на отечественном ТВ?

00:05, 6 июля 2017

Три года назад вопрос был поставлен ребром: до каких пор мы будем потчевать нашего телезрителя «Сулейманом Великолепным»? Неужели в истории Казахстана не было фигур и событий, достойных стать основой для телесериалов? И неужели мы не в состоянии на собственном материале снимать столь же увлекательные сериалы о наших современниках, как и южнокорейские?

Рейтинг как удавка для ТВ

Воодушевленные собственным протестом, мы тотчас начали снимать свое кино. Появился мини-сериал о Бауржане Момыш-улы, затем – о Куляш Байсеитовой. Кстати, это типичный телевизионный формат, необременительный в затратном плане и востребованный зрителем. А потом возникла пауза. Она затянулась, как будто наши телевизионщики никак не могли понять: о чем же рассказывать дальше? Было ощущение, что в недрах нашего ТВ созидается нечто, но – что конкретно? Мы ждали, когда оно проявится. Ждем по сию пору. И чтобы прояснить ситуацию, мы пригласили к разговору телекритика Ерлана Акчалова, одного из тех, кто не просто держит руку на пульсе современного ТВ, но и сам давно и непосредственно участвует в создании контента.

– Итак, сумели ли мы одолеть «Сулеймана Великолепного»? Сумели ли мы создать нечто подобное южнокорейским телесериалам?

– В какой-то мере – да. К примеру, появился малобюджетный шестисерийный телефильм Акана Сатаева «Братья». Телезритель принял его с восторгом. Но дальше почина дело как-то не пошло. Хотя после оглушительного успеха сериала «Громовы», снятого нашими киношниками Тимуром Бекмамбетовым и Александром Барановым, по «Мосфильму» ходила шутка: хочешь снять дешевый и качественный сериал – возьми режиссера и автора сценария из Казахстана. Эти традиции отечественной школы у нас вроде бы должны были прижиться, но пока не очень-то прижились.

– Почему?

– Мы потеряли преемственность поколений, перестали следовать традициям, а это именно то, чем славилось наше телевидение. Зайдите на любой телеканал, и вы увидите там массу молодых лиц, очень молодых. Это хорошо, может быть, даже очень хорошо. Плохо только вот что: они все делают как бы с чистого листа, как бы на пустом месте, словно до них телевидения не было, словно они первопроходцы, словно им принадлежит честь открытия колеса и сооружения первой телеги. Что-то еще теплится в операторской среде, но и оно уже чахнет. Это одна из главных проблем, вставших сейчас перед нами. Они пыжатся изо всех сил, пытаясь заново открыть Америку, хотя ее давным-давно открыли их предшественники. А надо бы всего-навсего учесть предыдущий опыт, перенять наработанное ими и попытаться сделать лучше, учитывая новые возможности. И еще вот что пугает. Спрашиваешь их: какой телеканал вам больше нравится? Они в недоумении пожимают плечами: а мы не смотрим телевидение.

– Как это? Работать на телевидении и не смотреть его?

– А вот так, не смотрим – и всё тут! Да, это другое поколение, оно иначе мыслит, иначе живет, у него иные приоритеты, иной менталитет. Всех под одну гребенку не подстрижешь. Хотя есть такой анекдот. В парикмахерской создали универсальный автомат для стрижки. Засунешь в него голову, через минуту готово – она подстрижена. Как же так, спрашивают изобретателя, ведь у всех головы разные? А в ответ: это сначала они разные.

– Значит, надо напоминать этим ребятам, что и до них была жизнь, не так ли?

– Да, да! И это не старческое брюзжание. Надо помнить, что Казахское телевидение было одним из лучших в Советском Союзе. Все наши телередакции, участвуя в различных фестивалях и конкурсах, в том числе и международных, становились победителями. А сегодня, повторяю, как это ни прискорбно, прервалась связь времен. Новое поколение никак не возьмет в толк простую истину: нельзя обогнать поезд, следуя за ним по той же колее.

– Вернемся к нашей теме. Мы назвали фильмы о Бауржане Момыш-улы, о Куляш Байсеитовой, сериал «Братья». Есть ли что-нибудь еще на нашем ТВ, что могло бы стать точкой опоры или точкой отсчета?

– Пока я не вижу ничего. Есть сопливое «мыло», есть разного рода скетч-шоу, порой смешные, но чаще не очень. Идет засилье низкопробного юмора, оно и понятно – креативных кавээнщиков надо куда-то пристраивать. Режиссеры и продюсеры на телевидении дальше КВН ничего не видят. Надо всем витает всесильное слово «рейтинг», в жертву ему готовы принести все на свете. Его сейчас отслеживают уже не помесячно и даже не ежедневно, а чуть ли не ежечасно.

Продюсеры от телевидения забыли самое главное – человека, который должен стоять в центре каждой телепрограммы. Человека, который не мельтешит на телеэкране, а являет собой глубинную суть нашего времени, нашей жизни. Мы забыли то, что надо бы обозначить словом «герой». И тем самым мы проявили неуважение к зрителю. Мы начали вещать с телеэкрана о далеких для него и не очень-то нужных ему вещах.

 

Собственно, кто окружает нас в повседневной жизни? Обыденные, простые люди. О них и должна идти речь. Чем интересен сериал Акана Сатаева «Братья»? Ты вышел из своей квартиры и столкнулся с этими же людьми и с их проблемами. Или его же новоиспеченный фильм «Районы», там есть очень точный адресат, у которого фильм вызовет жгучий интерес и полное понимание.

«Тюркский мир». Продолжение следует

– В свое время на ТВ была очень популярна ваша, скажем так, культовая программа «Молодежный четверг»…

– Это было 25 лет назад.

– А сейчас?

– Сейчас я работаю на небольшой студии, где мы снимаем историко-документальный сериал под названием «Тюркский мир». Мы уже сделали порядка ста пятидесяти серий…

– Сто пятьдесят серий!?

– Да. Мы сами себя загнали в еженедельный жесткий телевизионный формат, некий гибрид документального кино и телепередачи. Все это длится уже полтора года. Вначале мы показывали свой телесериал на канале «Білім және Мәдениет», сейчас он идет по Kazakh-TV, это бывший Caspionet. Тема мне представляется и актуальной, и крайне важной. Мы знаем обо всем этом из рассказов наших бабушек-дедушек, мне здесь важна была преемственность поколений. Изначально я хотел снимать сериал на двух языках, но не сложилось, а потому рассчитано все это на русскоязычного зрителя, на некоренное население и на асфальтовых казахов, оторванных от своих корней. Для них наш сериал – целое откровение. Но, судя по откликам, его смотрят и коренные казахи, причем люди в возрасте, в том числе ученые, остепененные званиями, они тоже находят в нем много нового для себя. У меня такое ощущение, что до нас никто так глубоко не «копал», никто так подробно не вникал в историю скифов, например. Там после гуннов был большой перерыв, и мы начинали свою историю сразу с Чингисхана. Но ведь Чингисхан строил свою империю не вдруг, не на пустом месте, ведь не откуда-то в пустынных степях Монголии он появился, чтобы в течение тридцати лет создать самую могущественную империю в истории человечества. Такого не бывает!

– А что было в действительности?

– А было вот что: до Чингисхана на протяжении шести-семи веков создавалась великая империя под названием Тюркский каганат – со своей историей, государственностью, вертикалью власти, со своими монетами, со своей политикой, экономикой, идеологией. Достаточно долго удержаться такая громадина, от Тихого океана до Черного моря, не могла, тем более имея под боком столь беспокойного соседа, как Китай. Тюркский каганат распался на Восточный и Западный, которому повезло чуть больше: он, перевалив через Алтай, дошел до территории нынешнего Семиречья, которое всегда было лакомым кусочком. И самое главное здесь – Великий Шелковый путь. Кто поселился на этой трассе, тот и богач. Я хочу сказать, что казахи – это не самодовлеющая нация, они возникли из огромной популяции людей, которые назвали себя тюрками. Единственное, что у них было общее, – это язык. Хазары, аварцы, казахи, половцы, кипчаки, башкиры, татары, тувинцы, хакасы, якуты, уйгуры – это все тюрки. Они все из одного котла.

Кто, если не ты?

– Все вами сказанное и сделанное – хороший зачин для патриотической темы на ТВ. Но, как говорят, одна ласточка весны не делает. У вас 150 серий снято и, судя по всему, впереди непочатый край работы. А кто, помимо вас? У нас что – кризис жанра, телефильмы снимать некому, не о чем и не о ком?

– У нас есть и достойные темы, заслуживающие малоформатных сериалов, и достойные люди, о жизни которых стоило бы рассказать нашему телезрителю…

– У нас же были целина, индустриализация…

– Да, нам есть что рассказать. Причем малоформатный сериал дает возможность, не впадая в многословие, неспешно осмыслить жизнь того или иного человека, ту или иную ситуацию. Пригласить зрителя к соразмышлению.

– И кто же должен быть инициатором подобных проектов?

– Тут вроде бы все просто: есть заказчик и есть исполнитель, подрядчик. Я знаю многих моих коллег, которые взялись бы за подобный подряд. А вот заказчики на это не идут: мол, это «не наш формат».

– Быть может, тут нужна государственная воля? Чья-то личная инициатива? Или инициатива самих телеканалов?

– Трудный вопрос. По идее, инициатором должно бы выступить государство, а конкретно Министерство культуры. Разговоры об этом идут. Но сложность вот в чем. За минувшие 25 лет люди на ТВ под влиянием скетчей, низкопробного юмора, слезливых мыльных опер отучились от восприятия серьезных тем. А нам надо вести разговор со зрителем основательный и всерьез. Будь то исторические реалии или коллизии наших дней, нам важно дойти до корней, до сердцевины.

Во времена джунгарского нашествия, пока казахские правители решали, кто достоин возглавить борьбу, меряясь происхождением и старшинством, Джангир, тогда еще не хан, просто взял и вышел с шестьюстами батырами навстречу врагам. И разбил их в битве, которую позже назвали Орбулакской. Правда, с помощью самаркандского эмира – своего анды Жалантоса-багатура. Он действовал по принципу «кто, если не я?». Такому же принципу последовали и его соратники – парни Карасай, Агынтай и другие. «Кто, если не я?» – это основной принцип батырства. Если вернуться в наши времена и к нашей теме, то так живут и работают Ермек Турсунов, Сатыбалды Нарымбетов, Асия Байгожина... Ее фильм к 20-летию независимости, который она сделала со своими студентами, как раз и показал, что не все еще потеряно в нашем государстве, когда есть молодежь, которая четко понимает этот принцип «кто, если не я?».

Так вот, каждый должен для себя определиться: кто он в этом мире и что может сделать, чтобы его улучшить? Тем более, когда у тебя в руках мощнейшее оружие массового поражения – камера, монтаж, эфир. А государство… Оно должно лишь понимать этих людей и доверять им. Не надо ждать помощи от государства, спонсоров, меценатов – надо брать инициативу в свои руки. Тогда придут и помощь, и понимание, и признание... Я знал одного художника, он 10 лет писал гениальную картину, не вставая с дивана, – в своей голове. И все ждал помощи: кто-то купит ему холсты, краску, кисти, поможет, поймет... А как понять человека, который сам ничего для этого не делает?





Просмотров: 1840



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит как минимум несколько ...

1987


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной специализированной выставки, прош...

3043


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

2923


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

2957