Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

1075


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое

813


Участники форума «Энергия будущего», проходящего в рамках EXPO-2017, вырабатывают итоговый документ

Участники форума «Энергия будущего», проходящего в рамках EXPO-2017, вырабатывают итоговый документ

Манифест отражает «посыл выставки», отмечают участники

814



Казахстан: религиозное против национального

07:47, 13 июля 2017

Мы очень долго, спокойно и даже как-то отрешенно наблюдали за тем, как наши сограждане рядятся в чуждые религиозные одежды. А когда «платочки» и «короткие штаны» стали чаще появляться в наших офисах и лестничных площадках, вдруг забили тревогу и стали спешно готовить запрет на мусульманский дресс-код. Как оказалось, других инструментов борьбы против «моды на хиджаб» у нас попросту нет... Сегодня у нас в гостях журналист и блогер Арман Кудабай, с которым мы попробуем разобраться, а не упустили ли мы драгоценное время? Как отреагирует на новую законодательную инициативу религиозное сообщество? И кому все-таки выгодно подсаживать казахстанских верующих на чужую идеологию?

- Арман Актайулы, как вы думаете, каково реальное отношение казахов к ношению хиджаба и тем более никаба в общественных местах? Для нас это дань религии или все-таки мода?

–   Еще каких-то лет 20 назад о хиджабах, никабах и т.п. вообще в Казахстане никто даже краем уха не слыхивал. Не было не только споров, но практически никто и не знал, как их правильно называть, одевать и «с чем есть». Их никогда не видели ни в городах, ни в наших селах! Возможно, только редким дипломатам приходилось их когда-либо встречать, да и то по долгу службы, в командировках.

Давайте начнем с того, а когда собственно появились хиджабы в Казахстане? Почему об этом никто не говорит и не старается вспоминать?

Впервые о них заговорили когда к нам начали заезжать преподаватели… из Турции. Ухоженные корпуса, новенькая техника и высокие стандарты на фоне бедственного положения нашего тогдашнего образования вскружили ведь голову не только многим родителям. Турецкие лицеи и вузы воспринимались как образец «заграничного», чуть ли не западного образования. Плюс Турция была первой страной, признавшей независимый Казахстан, а для большинства еще и почти Европой, кандидатом в ЕС и полноценным членом НАТО. В эйфории от независимости и нахлынувших братских чувств многое воспринималось в радужных цветах.

Хотя уже тогда люди начали все-таки примечать некоторую однобокость  отдельных предметов что ли, в особенности в непримиримом отношении по мировоззренческим, естественно-научным вопросам. Однако на тот момент все это, повторяю, виделось в другом свете, а в каких-то пунктах даже представлялось как возращение к историческим истокам. Поэтому и диковинные требования к униформе не вызвали ни у кого никаких подозрений. Все это преподносилось как-то по-особенному. С одной стороны, все видели схожесть с европейским студенческим дресс-кодом, но, с другой...

И вот тут-то впервые на сцену вышли «турецкие платочки».

Студенты - все же представители более или менее успешных слоев населения, да к тому же некоторые преподаватели подавали чуть ли не личный пример. А с кого же брать пример, как не с «элитной» молодежи и их преподавателей? То есть внедрение хиджабов началось именно с моды. Вот вам и ответ, при чем тут мода. Добавьте сюда еще и хлынувшие на экраны именно в это время турецкие сериалы. То есть все это была, так сказать, первая пропагандистская рекламная волна.

Не будь той первой волны, то есть не будь турецких педагогов или ограничь их уже в то время «отечественными стандартами», не познакомилась бы наша публика и с «турецкими платочками». А не будь хиджабов, не восприняла бы теперь наша аудитория так сдержанно и никабы. Потому что к тому времени в обществе еще было живо устойчивое предубеждение против паранджи. То есть именно хиджабы подготовили почву для внедрения в среду нашей аудитории никабов, а попросту паранджи.

Кстати, отблески этой волны чувствуются и в современных магазинах мусульманской одежды. Если вы считаете, что эта одежда преподносится там в образе богомольцев и монашеских, аскетических одеяний, то, поверьте,глубокоошибаетесь. Это не самый дешевый сегмент. Кстати, хиджабы именно в начальный период преподносились наподобие консенсуса между европеизированной одеждой и традиционной, но устареваюшей (вроде бы и не чадра и не паранджа).

- Это тогда была мода, а что мы имеем сейчас?

–  Сегодня, можно сказать, идет вторая волна. Переход моды в символ. Но и тут надо вспомнить о том, что практически к тому же периоду о наличии в Казахстане религиозного образования вообще можно было говорить с большой натяжкой. Да что в Казахстане, практически на всем союзном пространстве его выжгли. Немногочисленные медресе давали в общем-то не столь глубокие познания, чтобы священнослужители могли разбираться в различных тенденциях зарубежных религиозных школ, политических реалиях, не говоря уже об религиозном одеянии. А наши дедушки и бабушки, молясь или заходя в мечети, вообще мало думали, а соответствует ли их одежда каким-либо канонам. Да и времени, и возможностей для этого не было. Главное, чтобы голова и части тела были прикрыты, чтобы человек правильно исполнил омовение (дәрет), ну и соблюдение правил совершения молитвы…

Одежда тогда явно религиозного символа не несла, за исключением ситуаций Хаджа, да у указанных уже выше прикрытых частей тела. Скорее, она исполняла роль национальную и регионально-идентифицирующую; ни о хиджабах, ни о никабах, повторяю, никто толком и не знал. Практически к тому времени у нашего населения не было «иммунитета» к чуждому влиянию. Это сейчас можно говорить, что наши священнослужители вдруг, одумавшись и проснувшись из-под спячки, заговорили о традиционных ценностях. А на тот момент речь шла просто о полном религиозном, духовном вакууме.

А вот теперь представьте, что молодому человеку говорят, что он в общем-то неподобающе одет, чтобы идти в храм, и платок, мол, слишком бросок, да и узоры излишние, а тюбетейка так вообще не подпадает под стандарты, дескать истинный мусульманин должен и внешне полностью соответствовать стандартам благопристойности. Что же он может ответить, когда все его познания уже  сведены к нулю? Однако в подобной аргументации потихоньку и преднамеренно упускался другой, важный момент, - то, что национальная одежда никогда не мешала и до сих пор не мешает совершать религиозные обряды миллионам мусульман чуть ли не всей Евразии, части Африки и Тихо-Океанского региона.

- В чем же тогда заковырка?... Если эти новомодные веяния создаются искусственно, то кем и зачем?

- Одежда, действительно, во все времена являлась элементом идентификации и выражения своей позиции. По сути, она выполняет ту же роль что и флаг. И  только слепой может не видеть явно арабской и отчасти османской природы этих новомодных веяний. Но молодежи это старательно преподносится как элемент будто бы забытой когда-то истории и культуры. К примеру, делаются  попытки представить кыпчакский кемешек чуть ли не прообразом хиджаба. Все это можно просто назвать приемами «салафитской пропаганды», а по-научному - притягиванием фактов за уши к нужной кому-то идее.

Возникает вопрос: если кемешек – то же самое что хиджаб, почему тогда выбор должен действительно отдаваться только хиджабу? Или никабу? Почему нельзя завязывать те же платки казахским узлом и не соответствовать непременно указанным арабами правилам? Если эти радетели так усиленно выступают за декларируемые ими «национальные истоки», то почему же они против таких национальных элементов одежды?

Однажды я услышал такое объяснение: мол, национальное изоляционирует, отделяет, а «утвержденное»  создает ощущение духовного единства и религиозного братства… Вот оно как?! Практически религиозное уже противопоставляется национальному. А это уже, дорогие, даже не роль моды, не роль национальной идентификации и в общем-то даже не религии. Если учитывать истоки самих одеж, то здесь уже функция геополитическая.

- Понимают ли наши люди, что идет целенаправленное противопоставление национальному?

- Скорее всего, да. Иначе не было бы всех этих споров, склок и перепалок, ведь какая, по сути, разница, в чем идти в мечеть - в одежде матерей и бабушек или в турецких платочках. Вряд ли кто-то думает, что наши прабабушки горят за это в аду. Тем не менее споры действительно идут нешуточные, а это, скорее всего, говорит о том, что люди отстаивают как раз таки другие символы. Ведь для некоторых хиджаб становится «сигнальным флажком», например, приверженности к эрдоганизму и продвигаемой им политики османского возрождения, а никаб – символом сочувствия братьям-единоверцам, страдающим под империалистическим гнетом, т.е. влияния уже политики саудитов.

–  Нужно ли такие вещи ограничивать? Или оно само по себе сойдет на нет?

- По всей вероятности, да, необходимы ограничения. Но, боюсь, многие моменты, да и время мы несколько уже упустили. Впрочем, не все потеряно, учитывая пока еще незначительную долю в общем срезе населения приверженцев никабов, хиджабов и т.п. Увы, процесс идет и нарастает, чему наглядный пример заметное увеличение числа «платочков» в том же Алматы.

Но надо иметь в виду, что просто ограничения сами по себе бесполезны, пока не будет разрушен романтизированный образ (так сказать имидж) хиджабов и никабов в глазах хотя бы молодежи. Иначе любые попытки регулировать и ограничивать будут только усиливать ореол «протестности».

В этом отношении, кстати, представляется ошибочной и позиция некоторых деятелей, официальных и оппозиционных, пытающихся на волне защиты создать имя и поддержку в электорате. Согласитесь, смешно выглядит, к примеру, такая аргументация: «Мол, сам не ношу, жене и детям не разрешаю. Но тех, кто носит, поддерживаю». Но у тех, кто все же носит, есть ведь и весьма определенные идейные, политические и религиозные цели. Вопрос в том, нужны ли вы им будете после?

Кстати, точно такая запутанная позиция уже привела к идейной неразберихе и в отношении к Эрдогану, роль которого в продвижении хиджабов не самая последняя. Казахам импонировал по началу турецкий парламентаризм и европеизм страны Ататюрка (в этом отношении Турция практически ставилась в эталон). Затем демократическими методами был выбран Эрдоган. Но после последней попытки военного переворота и последовавших за ним весьма невнятных и противоречивых объяснений ситуации нашими «идеологами», усилилась ведь постепенно и тенденция в среде уже населения о необходимости для Эрдогана диктаторских методов и исламского пути для страны. Мол, теперь и демократия Турции не нужна.

Думаю, такая запутанность насчет хиджабов и никабов приведет к подобному же результату. К тому же, Турция не перестала оставаться эталоном.

Кстати, в том, что хиджабы и никабы распространились в Казахстане, виноваты как власти, так и силы, позиционирующие себя в качестве оппозиционных. Практически ни одной стороне так и не удалось создать реально действенную национальную идею, способную замещать и противостоять чуждым веяниям. Если люди готовы отстаивать чуждую одежду в ущерб своей национальной, практически ассоциируя ее с традициями предков и историей собственной страны, то это, наверное, все-таки говорит о том, что мы допустили смещение ориентиров в наших головах.

- А вообще, как думаете, угрожает ли исламизация светскому характеру нашего государства. Какова вероятность того, что когда-нибудь мы станем религиозной страной?

- Исламизация – это не религия, это политическая тенденция. Грозит ли она Казахстану? Пока нет. В Турции для победы Эрдогана и его Партии справедливости и развития, которую, кстати, называют «партией ползучего исламизма», понадобилось чуть больше половины населения сочувствующего электората. Но эта половина и дала ему право изменять Конституцию и рушить завоевания Ататюрка. Пока до такого влияния казахстанские «эрдогановцы» не доросли. Но это не означает, что для реального влияния им необходимо только увеличить количество сторонников. Достаточно получить и поддержку сочувствующих, например, на волне жертвы гонений.

Отношение казахов ко всему этому разное. К хиджабам – от нейтрального уже к познавательно-интересующемуся, но с тенденцией к сочувствию, которую подогревают эти споры. К никабам – от отрицательного к нейтральному... Вообще никабы, как я уже говорил, появились значительно позже. И первое время люди, увидев их, откровенно шарахались. Сейчас же идет процесс привыкания. Думаю, при отсутствии реакции, через лет так 10-15 люди их будут воспринимать как нынче хиджабы.

- А какую реакцию, по-вашему, вызовет введение запрета на никабы, который должен вступить в силу уже этой осенью? Создаст ли это напряженность в обществе?

- По всей вероятности нет или только на начальном этапе. Здесь, скорее, требуется разъяснение народу, в чем принципиальные отличия хиджаба и никаба. Большинство, честно говоря, и об этом не знает, путая одно с другим.

Как я уже отмечал, к парандже отношение в обществе иное, а никаб, по сути, для простого человека - это и есть паранджа. Пропагандистские приемы, использованные при внедрении хиджаба, в отношении никаба пока еще не начали действовать. Если народу разъяснить правильно разницу, большинство все же поймет. Мы до сих пор остаемся более нейтральным к религии обществом, хотя кто-то пытается старательно представить это иначе…





Просмотров: 1513



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

1075


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

813


Участники форума «Энергия будущего», проходящего в рамках EXPO-2017, вырабатывают итоговый документ

Участники форума «Энергия будущего», проходящего в рамках EXPO-2017, вырабатывают итоговый документ

Манифест отражает «посыл выставки», отмечают участники...

814


Казахстан имеет возможность полностью перейти на ВИЭ, считают эксперты

Казахстан имеет возможность полностью перейти на ВИЭ, считают эксперты

Об этом свидетельствуют данные исследования, проведённого европейскими институтами, сообща...

1677