Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной

1997


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

2017


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое

1670



Каялык: город, восставший из небытия

00:00, 22 сентября 2017

Организованный весной 2016 года по инициативе президента РК государственный музей «Центр сближения культур» обратился в акимат Алматинской области и в Министерство культуры и спорта с предложением превратить Каялык – средневековое городище, включенное в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, – в музей под открытым небом. Это ложится в русло недавно принятой Концепции культурной политики РК. Об историческом феномене городища рассказывает академик НАН РК, директор «Центра сближения культур» Карл Байпаков.

– Я начал исследовать города северо-восточного Семиречья, расположенные на Великом Шелковом пути, еще в далекие 1960-е годы, когда был студентом Ленинградского государственного университета, а затем аспирантом Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. В те годы они были еще совершенно не изучены. Поставив перед собой задачу разыскать их, я шел как бы по следам путешественников, которые в средние века проходили трассами Великого Шелкового пути.
Вскоре мне в руки попали записки Гильома Рубрука – французского монаха, вхожего в высшие слои общества Франции и Италии первой половины ХIII века. В те времена монахи (естественно, не рядовые, а элитная часть духовенства) часто выполняли роль дипломатов. И вот Рубрук по поручению короля Людовика IX в 1253 году отправился в Монголию. По суше в то время путешествовали либо на повозках, либо верхом на лошадях. Рубрук же, будучи человеком большим и грузным, предпочитал идти пешком. Вернувшись во Францию, он написал удивительную книгу «Путешествие в Восточные страны». Меня в ней заинтересовало описание Приджунгарии – того района, которым я, собственно, занимался. Монах, очень подробно описывая быт и нравы здешних людей, упоминал о городах, встречавшихся на его пути в далекую Монголию.
Первым из них был Эквиус. Естественно, транскрипция, которую давал Рубрук, немножко отличалась от тех названий, которые употреблял местный люд. Удалось установить, что по-тюркски этот город назывался «Екиогуз», что означало «Двуречье» или «Город на двух реках».
Я задался целью установить, где же искать этот город, какому памятнику он соответствует и где находятся его развалины? Надо было найти древнее городище, определить время его жизни и изучить материалы – керамику, монеты, изделия из металла, а также провести раскопки и найти другие подтверждения в пользу тождества летописного города и памятника. А еще лучше, если удастся найти надписи – сохранившееся, например, на монетах имя города, как это было в одном из городищ на территории Алматы. Монеты, обнаруженные здесь, чеканились на монетном дворе города Алмату во второй половине ХШ века.
Путь Рубрука (а шел он, скорее всего, вдоль предгорий Джунгарского хребта через Капал-Арасан, а затем спускался в долины Аксу, Сага-Биена) проходил через реки Сарканд и Баскан. И вот что он написал: «После того, как прошел город Эквиус, я оказался в удивительно красивой долине, которая была обильно орошена водой, здесь много было зелени. Нашел в этой долине город, который назывался Кайлак». Кайлак – это, несомненно, Каялык, город, который был известен еще до Рубрука в персидских и арабских источниках. Он был столицей древнетюркского государства – Карлукских Джагбу (Джагбу – так называли властителей этого государства). Один из последних представителей этой династии Арслан-хан был известной политической фигурой в начале XIII века, участвовал в походах монголов на Запад. Поскольку посольство Рубрука поджидало секретаря Менгу-хана – верховного правителя огромной монгольской империи, возникшей после завоеваний Чингисхана, в Каялыке у монаха была неожиданная остановка – он жил здесь 12 дней.
Рубрук был человеком очень любознательным, его интересовало, какие люди жили в городе, каким богам они молились, и повсюду на своем пути он также искал единоверцев-христиан. Монах знал, что они жили на территории Азии, начиная с V века, и что начало этому положили последователи одного достаточно известного направления христианства – несториане. Последних как еретиков стали преследовать с 431 года, и они, растекшись по Шелковому пути в основном в сторону Китая, основали в ряде семиреченских городов свои диаспоры и колонии. Разыскивая несториан, Рубрук обнаружил в Каялыке представителей других, незнакомых ему религий. В частности, он впервые в жизни увидел храм, который поразил его своей необычностью. Священники брили голову наголо, носили желтую одежду, держали в руках четки и произносили молитву, похожую на «Отче наш». Рубрук рассказывает, что попал на религиозный праздник, который устроили звонившие в колокола жрецы этого храма в честь полнолуния. Он не пишет, что это были буддисты, но, как известно, только представители этой религии придерживаются вышеназванных атрибутов.
Такое описание Каялыка удивило археологов, и мы стали искать этот город. Вот тогда я и вспомнил о городище на восточной окраине села Антоновка Талды-Курганской области. Когда я изучил топографию памятника, мне стало ясно: это остатки огромного средневекового города, каковым был Каялык-Кайлак. Но сомнения оставались: а действительно ли это именно его остатки? Мне удалось организовать раскопки и обнаружить интересное сооружение. Это была часть замкнутого квадратного здания, окруженного коридором. Я предположил, что тут находился буддийский храм, о котором писал Рубрук.
После этого я защитил кандидатскую диссертацию, и научные интересы увели меня в другие регионы. Спустя много лет моя экспедиция опять вернулась на это городище, и раскопки продолжились. Сооружение, которое мы изучали, было, наконец, докопано, оно действительно оказалось буддийским храмом со всеми полагающимися атрибутами. Причем по керамике и другим предметам удалось датировать храм ХIII веком. Естественно, это и стало очень важным аргументом в пользу того, что городище Антоновка и есть тот самый средневековый город Каялык, который описывал Гильом Рубрук.

Кроме буддийского храма, там были обнаружены остатки мечети. То, что в городе наряду с буддистами жили и мусульмане, – это вполне естественно. В XIII веке ислам в Центральной Азии и Восточном Туркестане уже твердо завоевал свои позиции. Мы нашли и христианское поселение, упоминаемое французским монахом, – оно находилось рядом с Каялыком. В нем Рубрук молился в церкви. И сейчас уже совершенно точно установлено, что Каялык был городом, в котором жили люди разных конфессий. Помимо храмов, мы нашли богатые купеческие усадьбы и дворцовый комплекс, где жили, видимо, властители города. Пока мы раскопали только одну его часть – дворцовую баню. Вообще, восточные бани (хаммам) – очень важные постройки. Для них характерна интересная система отопления и обогрева. Под полом делались каналы, по которым проходил горячий воздух из топки. Тот, кто бывал в восточном отделении комплекса «Арасан», хорошо представляет систему купания и пребывания в этой бане.
Баня на востоке была самым посещаемым после мечети местом. Туда приходили на целый день не только мыться, но и послушать последние городские сплетни, поиграть в нарды, заключить торговые сделки. Бани устраивали не только богатые люди – так как это было очень прибыльным заведением, они были и в кварталах рядового населения.
Так мне удалось окончательно подтвердить появившиеся еще в аспирантские годы предположения о том, что город Каялык находится на месте села Антоновка и что именно в этом городе был Гильом Рубрук: ведь мы нашли все, о чем писал именитый путешественник – и буддийский храм, и церковь, и мечети. Каялык был одним из крупных политических, экономических, культурных центров на Шелковом пути.
Вообще, для каждого города, располагавшегося здесь, была характерна разнородность населения. Рядом с тюрками, тюрками-карлуками, тюрками-чигили проживали и представители других национальностей. В частности, согдийцы – выходцы из Бухары и Самарканда, которые были прекрасными торговцами. Говоря об их нравах, современники пишут, что когда у согдийца рождался сын, то ему на ладошку клали намазанную медом монетку, а на язык – ложечку меда для того, чтобы к руке будущего купца «липли деньги», а язык был медоточив при торговых спорах. Кстати, видимо, именно согдийцы принесли буддизм на территорию Казахстана и Восточного Туркестана.
В семиреченских городах жили и сирийцы-христиане, которые когда-то бежали от религиозных преследований. И все же основную массу населения составляли тюрки. Сами названия городов Каялык, Экиогуз, Кулан, Мерке говорят о том, кем они были основаны. Тюрки были поликонфессиональными. Среди них были приверженцы и тенгрианства, и манихейства, и христианства. Распространение ислама началось в VIII–XI веках, а вскоре он стал господствующей религией, принятой на государственном уровне династией караханидов (основатели большого ханства на территории Казахстана, Средней Азии и Восточного Туркестана – его столица в разное время располагалась в Баласагуне, Таразе, Самарканде и Кашгаре). В ХП–ХШ веках ислам стал доминировать не только в городской среде, но и среди кочевников. Наличие же в это время буддийского храма и христианской церкви говорит о традициях долгого сосуществования в городах разных религий и веротерпимости.





Просмотров: 1058



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной специализированной выставки, прош...

1997


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

2017


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

1670


Участники форума «Энергия будущего», проходящего в рамках EXPO-2017, вырабатывают итоговый документ

Участники форума «Энергия будущего», проходящего в рамках EXPO-2017, вырабатывают итоговый документ

Манифест отражает «посыл выставки», отмечают участники...

2663