[not-aviable=static|search]


ИНТЕРВЬЮ




ТЕМЫ

Астана выпускает власть из рук - кто усиливает позиции?

Август этого года ознаменовался не только реформой кабмина, но и серьезными подвижками в исполнительной власти: 25 числа Нурсултан Назарбаев подписал указ о разграничении полномочий между уровнями государственного управления.

Обоснование новому концепту Нурсултан Назарбаев озвучил на совместном заседании палат парламента 2 сентября: "На расширенном заседании правительства мне приходилось говорить о том, что у нас в настоящее время имеется очень много ступеней выполнения поручений и документов: снизу-вверх - 8 ступеней и обратно - 8. Бумаготворчество увеличилось в 3-4 раза. Все министры, выполняя свои полномочия, не берут на себя ответственность, передают вверх - на заседание правительства".

Ссылаясь на статус унитарного государственного устройства, авторы документа определили при этом парадоксальную цель - повышение самостоятельности и ответственности центральных и местных исполнительных органов (Правда, в итоге унитарность не была потревожена).
правительство Республики Казахстан внезапно было децентрализовано всего одной строкой указа президента. Дело в том, что теперь на центральные исполнительные органы возложена функция по утверждению нормативных правовых актов по реализации государственной политики в соответствующей отрасли, тогда как в законе "О правительстве Республики Казахстан" говорится о том, что "правительство на основе и во исполнение Конституции Республики, законов, актов президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления". Соответственно, постановления правительства подписываются премьер-министром Республики. Те же новые функции теперь могут быть наложены и на ведомства, входящие в состав центральных исполнительных органов.

Конечно, приложения к данному указу строго регламентируют функции, которые по цепочке делегируются от Центра к центральным исполнительным органам, от тех – к ведомствам, от ведомств – местным исполнительным органам. Однако, этот шаг дает старт по направлению к действительной самостоятельности во-первых, и к возможному полному раздраю в головах управленцев – во-вторых.

Скажем, если целевым министерствам не сразу придет в головы поэкспериментировать в разрешенной теперь сфере установления порядка маркировки акцизных марок или установления порядка выдачи радиочастотного спектра, то в плане утверждения порядка финансирования бюджетных программ или формирования реестров госзакупок - уже готовые коррупционные схемы. Больная тема установления уровня предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов теперь может быть в компетенции как минимум двух министерств (пока в указе эта функция отдана министерству энергетики). А как мы уже неоднократно видели, одна голова нашего правительства-горыныча часто не знает, что делает, говорит и думает вторая или третья.

Местным исполнительным органам ничего существенного от этого пирога пока не перепало. Из наиболее "хлебного" лишь "принятие решения об использовании автомобильной дороги (участка) общего пользования областного и районного значения, улиц столицы, городов республиканского значения на платной основе".

О функциях, которые передаются от местных исполнительных органов областей, городов Астаны, Алматы в ведение местных исполнительных органов, говориться пока тоже смешно. Это "оказание методической и консультативной помощи спортивным организациям", "разработка и утверждение схемы и порядка перевозки в общеобразовательные школы детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах" и прочие на самом деле важные на местном уровне функции. Хотя есть и такие финансообеспечивающие функции, как "утверждение порядка предоставления водных объектов в обособленное или совместное пользование на конкурсной основе" и "проведение конкурса и принятие решения по закреплению рыбохозяйственных водоемов и участков местного значения".

Перепало и негосударственному сектору. В него передали целых две категории: "организация и проведение конкурса на соискание премии президента Республики Казахстан "Алтын сапа" и конкурса-выставки "Лучший товар Казахстана" и странная по формулировке функция "содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений".

Естественно, это первый и робкий шажок к децентрализации, которую много лет оппозиция выбивала из руководства страны. Судя по всему, если не будет сопротивления со стороны заинтересованных структур, этот процесс в течение нескольких месяцев обещает развитие. Концепция правовой политики на период до 2020 года в редакции января 2014 года определяет: "Результатами развития местного самоуправления должны стать повышение роли и активности населения в решении вопросов местного значения. Такая работа должна сопровождаться корректировкой статуса местных представительных и исполнительных органов с точки зрения рационального распределения государственного и самоуправленческого начал. С этих позиций в законодательстве об административно-территориальном устройстве необходимо дать четкое определение роли и предназначения каждой административно-территориальной единицы, что послужит основой для соответствующего определения роли и предназначения каждого органа государственной власти и местного самоуправления".

В общем, зима покажет, каким Казахстан вступит в новый электоральный виток…

Добавил   07:30, 4 сентября 2014   Просмотров: 2938   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: