[not-aviable=static|search]


ИНТЕРВЬЮ




ТЕМЫ

"Демонстративное казахстанское общество" - обзор казахоязычной прессы от "Радиоточки"

«Демонстративное общество», так называется материал опубликованный на сайте «Жаксы.кз». В начале материала автор задается вопросами: Кому и что мы хотим доказать? Знаем ли мы насколько наши поступки искренни или лживы? Насколько мы зависимы от чужого мнения?
 
"Чтобы мы не одевали, чем бы мы не пользовались, в глубине души кажется у нас встает вопрос «что подумают люди?». В науке это понятие объясняется как «демонстративное пользование», то есть человек, покупая что-то или пользуясь какой-то услугой тратит большие деньги, чтобы показать остальным. 

Понятие «демонстративное пользование» первым ввел американский экономист-социолог Торстейн Веблен, в 19 веке. В книге «Теория праздного класса» Веблен рассматривал желание высшего класса пользоваться дорогими товарами для того, чтобы подчеркнуть свое превосходство.

Однако в 20 веке улучшилось положение народа и сформировалось понятие «среднего класса». Представители этого класса для утверждения своего социального статуса тоже пользовались солидными товарами. Так развитие капиталистического и индустриального общества, кроме традиции проживания, внесла изменения и в культуру потребления. В целом, этим должны были увлекаться многие люди, но экономисты Чикагского университета Кэрвин К. Чарльз и Эрик Херст в течение 7 лет в США изучали светлокожих и темнокожых американцев.

Выяснилось, что темнокожие по сравнению со светлокожими намного больше тратят денег на машину, одежду, ювелирные изделия. Например, темнокожие семьи на эти вещи тратят 40 000 долларов, это по сравнению с «белыми» на 1900 доллара больше, а доход у них - значительно ниже. Соответственно, афроамериканцы очень мало тратят на оброзование, на здоровье, на развлечения и на интерьер дома. «Демонстративно» пользоваться товарами и услугами означает желание избавиться от бедности, опровергнуть свое низкое положение.  

С одной стороны, возможно, потребление дорогими вещами стимулирует человека улучшить качество жизни. С другой стороны, если учитывать не цену, а эффективность и практичность товара можно улучшить качество жизни быстрее. В этой связи, в основе казахской пословицы «көрпеңе қарай көсіл», что можно перевести в русский вариант как «по одежке - протягивай ножки» лежит большая философия. Потому что сегодняшнее казахское общество переживает состояние «демонстративного потребления», которое было в США и в Европе во второй половине 19 века и в 20 веке. 

Люди живут не для того, чтобы жить, а для того, чтобы потреблять. Если учитывать их сегодняшний доход, то они должны покупать не дорогой телефон, а использовать телефон средней цены. Однако, для того, чтобы чувствовать себя «не хуже других», «показать людям» и так далее, в результате осознанных и неосознанных мыслей, люди берут в кредит айфон или дорогую шубу. Из-за мыслей «что подумают люди, люди будут смеяться» появилась настоящая «болезнь» - большие казахские свадьбы.

Мы тратим все свои сбережения в одну ночь, но гости забудут от этом уже на следующий день. Только хозяева свадьбы долго будут помнить и платить кредит. Если не думать о том, «что думают люди», «какой-то провел большую свадьбу», можно провести маленькую свадьбу без растрат или потратить деньги на жилье молодым, на их необходимые нужды. Это было было бы мудро и рационально. 

В нашем обществе очень много таких поступков как «показать тем, чем ты владеешь». Кроме домов богачей, похожих на дворцы и их внедорожников, в характере простого народа тоже можно заметить соперничество. Стоить отметить, что езда на «внедорожнике» тоже признак демонстративности. Потому что мы не живем в песках Катара, дороги ровные, можно пользоваться маленькими машинами. Нет.
Мы так не умеем. Потому что нам неоходимо «показать», что у нас есть. На английском языке есть понятие «keeping up with the Joneses», то есть «не быть хуже других». Кроме этого, есть термин «invidious consumption», то есть пользоваться для того, чтобы другие завидовали. Значит, во многом, в основе наших поступков лежит желание «обратить на себя внимание людей». С одной стороны, это признаки психологической болезни, когда у человека есть определенные комплексы или когда человеку не хватает внимания, он «болеет», то есть хочет, чтобы обратили внимание на него", - пишет автор статьи.

"Кстати, если говорить о «демонстративности», то Казахстан, не решив внутренние социальные проблемы, проводит огромные убыточные акции по глобальным проблемам. Общество уже привыкло к таким мероприятиям, которые называются необходимыми для имиджа страны... Однако, со стороны кажется, что Казахстан не только другим, но прежде всего - себе пытается что-то доказать",- пишет автор материала Айсулу Турсынбайкызы.

Добавил   08:34, 14 октября 2014   Просмотров: 1897   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: