ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит

2274


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной

3224


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

3060



Необходимость думать – "Книжная полка Ярослава Разумова" №11

[/xfgiven_avtor-novostey]
08:00, 29 октября 2014

 


 

Альманах «Книжная полка Ярослава Разумова» посвящен книгам по истории. Но на этот раз ведущий отступил от традиции. Впрочем, не очень сильно, ибо в книге, в представленной книге есть и история. По большому счету, там есть все.

Те, кто любил смотреть телевизионную передачу "Что? Где? Когда?" помнят одного из лучших ее игроков Нурали Латыпова. Он и написал эту книгу. Называется она "Основы интеллектуального тренинга", вышла в 2005 году. Кто знаком с биографией Латыпова, блестящего интеллектуала, уникального эрудита, наверное, уже поняли, что книгу необходимо прочесть и уже набирают ее название в поисковике. 

Сформулировать - о чем она, и просто, и сложно. В целом она о том, что человеку абсолютно необходимо думать. Думать постоянно, много и глубоко, в том числе, об абстрактных вещах. Это - единственный способ развиваться, двигаться вперед. А для этого необходимо наращивать эрудицию. Казалось бы - банальность, но, ни для кого не секрет, что современное общество все меньше читает, и что сложно говорить о явном интеллектуальном прогрессе. 

Латыпов пишет: "Каждая мысль - событие. И возникающее не по собственному желанию. ... Открытия, догадки, изобретения кажутся почти невозможными, но ведь совершаются! Это удивительно и неоспоримо. Удивляясь самому факту мышления, человек начинает мыслить". Однако автор подчеркивает, что современная школа не всегда может научить мыслить нестандартно, не по заданным шаблонам, заложить основы творческого мышления. Как на положительные примеры Латыпов ссылается на школьные программы дореволюционной России и Советского Союза: до революции в школах преподавался самостоятельный курс логики, а в советское время его отсутствие компенсировалось "изобилием математики" и хорошим курсом физики. Так, пишет автор, "закладывался фундамент творческого рассмотрения разнообразных явлений жизни". Сейчас же ситуация резко ухудшилась: "творческий переход от усвоенных знаний к новым", как и навыки аналитического мышления, у школьников все труднее и хуже. Школы обращают внимание почти исключительно на способности к запоминанию, отчасти - на анализ материала, но не развивают оригинальное творческое мышление. К счастью, человек способен к самостоятельному развитию креативности, которую Латыпов определял как "способность к творчеству".

Конкретные знания, получаемые нами при обучении, должны быть не самоцелью, а "полигоном для развития мыслительных способностей". Латыпов цитирует знаменитого физика Макса фон Лауэ: "Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование - есть то, что остается, когда все остальное забыто".

Косвенно, но убедительно затронута в книге тема того, что называется ЕНТ у нас и ЕГЭ в России. Латыпов пишет, что в рамках тестирования изучается не умение человека мыслить вообще и не глубина мышления, а только его способность мыслить быстро. А такие тонкие характеристики интеллекта, как гибкость мышления и способность генерировать нестандартные мысли, тестирование оценить неспособно.

Также он большое место в своей книге уделяет теории известного психолога Льва Ланды, создателя ландаматики - науки об алгоритмизации мыслительных процессов. Ланда, в частности, говорил: "Ученики часто обладают знаниями в определенной области, но не умеют решать задачи. Психологи и учителя часто объясняют этот факт, говоря, что их ученики просто не знают, как правильно мыслить". Поэтому исходной позицией автора ландматики было то, что ребенка, прежде всего, надо учить думанию. Латыпов при этом отмечает, что думание - это не знание, а, по определению Ланды, "то, что вы делаете С и НАД знаниями, т.е. трансформации и операции над знаниями".

Однако как же учиться этим трансформациям? Тем более, что создатель ландматики давно живет в США? Этому, собственно, и посвящена книга Нурали Латыпова. Вот названия некоторых из ее глав: "Обучение:развитие мозга и интеллекта", "Обучение творчеству: общие принципы", "Творчество и творческие способности", "Как решать задачу или Прогулки в "пространстве проблемы", "Мыслительный эксперимент".

Латыпову удалось написать книгу о сложных проблемах в удивительно легком и даже веселом стиле. Читаются "Основы интеллектуального тренинга" буквально на одном дыхании.

Кстати, по поводу главной темы рубрики – истории. Автор снабдил свою книгу массой исторических фактов, в том числе и анекдотических. Например, он рассказывает, как в XVIII веке Парижская академия наук заявила, что метеориты не могут падать с неба – то есть, фактически, отвергла их существование. В результате, многие естественные музеи выбрасывали ценные экспонаты из своих коллекций. Это к вопросу, что, кроме эрудиции и умения думать, необходимо еще обладать навыками свободного мышления.

Книгу Латыпова Ярослав Разумов всегда рекомендует студентам журфака, когда читает им лекции. А если бы мог, обязательно включил бы ее в качестве обязательной во все программы старших классов в школах и первых курсов в вузах.

 

Ярослав Разумов





Просмотров: 1761



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит как минимум несколько ...

2274


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной специализированной выставки, прош...

3224


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

3060


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

3143