ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит

2281


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной

3236


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

3072



Мария Лобачёва: Основная проблема в том, что люди думают, что их голос ничего не решает

[/xfgiven_avtor-novostey]
07:00, 5 ноября 2014
 
В Казахстане прошли довыборы депутатов маслихатов вместо выбывших. Прошли они, как показалось нашей редакции, очень тихо-мирно. Поделиться своей точкой зрения на то, как сегодня в Казахстане вообще голосуют, сколько на это тратится, активны ли граждане и насколько вероятны президентские выборы в следующем  году, в рубрику «Есть мнение» мы пригласили Марию Лобачёву – директора программы по выборам общественного объединения «Эхо». Это НПО, цель которой – повышение активности граждан Казахстана в сфере управлениями делами государства и становление института честных выборов – как одного из главных механизмов влияния на дела в стране.
 
- Готовясь к передаче, я искала в СМИ отчёты о том, как прошли выборы в маслихаты. И нашла пару-тройку сухих материалов. Хотя выборы проходили фактически по всей стране. Это говорит о том, что предвыборная кампания была организована слабо? Я спрашивала людей – никто не видел агиток, не слышал ролики по радио…
 
- Точно так же и мы интересовались, смотрели, следили за агитацией, спрашивали людей – кто что знает о выборах.  В основном это происходило так: «Как у вас проходят выборы?» «Какие выборы? Первый раз об этом слышим!» Причём, это было, включая день голосования. То есть в день голосования многие люди не знали, что в их округах проходят выборы. В самом деле, агитации практически не было. Я отслеживаю все официальные сообщений в газете «Вечерний Алматы». Очень мало публикаций о выборах вообще. Как официальных, так и агитации. Например, какая-то информация агитирующая была только у двух кандидатов, которые победили на этих выборах. По Алматы выборы шли в двух округах. От двух человек и была агитация в газете «Вечерний Алматы».
 
- А претендентов было, по-моему, по три человека на одно место. Всего 48 человек избрали в разных регионах Алматы. И на каждое место претендовало по трое, как статистика говорит. Это получается – около 150 человек. Никто из них себя не рекламировал?
 
- Я отслеживала ситуацию именно по Алматы. Давайте расскажу. Например, о зарегистрированных кандидатах дала информацию только одна окружная избирательная комиссия. Вторая эту информацию в газете «Вечерний Алматы» не публиковала. Может, конечно, она публиковала в бумажном варианте, но отслеживали сайт «Вечорки», который всегда публикует всю официальную информацию, там её не было.
 
Итак, если вернуться к этому одному округу. В нём было зарегистрировано пять человек. Ко дню голосования в бюллетене осталось только двое. Это основная проблема выборов депутатов маслихатов в Казахстане. То, что на день голосования в бюллетенях остаётся всего два-три человека. Для сравнения в 2003 году на каждое место претендовало 10-12 человек, в некоторых округах – даже 20. Сейчас конкуренция резко снизилась.
 
- О чём это говорит? Каковы причины?
 
- Это связано с несколькими факторами. Один заключается в том, что сейчас внесены дополнительные требования для кандидатов – заполнить декларацию о доходах и об имуществе. И проблема в том, что большинство кандидатов допускают ошибки при заполнении. В принципе у нас в Казахстане нет практики заполнения таких деклараций. Когда наблюдали выборы, мы специально смотрели, как они заполняют, что происходит. Нет инструкции чёткой и ясной по заполнению. Самое главное – нет возможности внести исправления, если они случайно допустили ошибки. А остальное отдано на откуп избирательной комиссии. Налоговая проверила, говорит: «Вот у этого кандидата есть ошибки». Избирком говорит: «Всё, мы отказываем вам в регистрации». А ошибки были смехотворные, я говорю не о данных выборах, а 2012 года – там было вплоть до того, что разница в четыре тенге. Это смешно.
 
- Смотрите, формально маслихат – мы об этом говорили уже в своих публикациях - это самая доступная для обычных граждан институция, чтобы реализовать право избирать, быть избранным, повлиять на жизнь в родном городе, районе, дворе. Может, Вы какие-то исследования проводили? Почему, казалось бы, к такому эффективному механизму столь низок интерес граждан?
 
- Вы знаете своего депутата маслихата?
 
- Нет.
 
- Вот и пожалуйста. Люди не знают, кто их депутаты. Вот этой связи нет между депутатами и избирателями. Несмотря на то, что по закону депутат обязан поддерживать связь с избирателями, постоянную связь, она выражается в том, что депутат просто назначил время приёма избирателей. А там кому надо – тот приходит. Кто не знает, кому не надо – тот не приходит. Мало того, избиратели не знают вообще о функция маслихата – зачем нужны маслихаты. Пример. Моя мама спрашивает: «А зачем вообще маслихаты нужны? Зачем мы их избираем?» Я ей объяснила. Она потом спросила своих подружек, никто не знает. На выборы ходят, наверное, ещё со времён старых, развлечься, пообщаться, увидеть старых знакомых. Особенно в сёлах это, можно сказать, чуть ли не единственное развлечение массовое. Опять же когда кандидаты пытаются участвовать в выборах, а их не допускают даже до голосования, соответственно, теряется интерес. ПроКогда людей спрашивают: «Вы ходите на выборы?» Они отвечают: «А зачем, всё равно наше участие ничего не решает». блема заключается в этом.
 
А маслихаты же очень мощная сила. Если уж на то пошло, они полностью контролируют акимов.
 
- Должны контролировать.
 
- Да, должны. Утверждают планы развития, они могут вынести вотум недоверия акиму. Они могут отозвать депутат сената, лишить его полномочий.
 
- Ваше НПО наблюдает за выборами с 1999 года. Наверняка это вам позволяет динамику отслеживать. Как изменилось отношение людей к выборам, доверие к честности процесса, явка, все основные показатели за эти годы не только в голосовании за депутатов маслихата, а в целом парламентских и президентских?
 
- Я бы сказала, что доверие падает, потому что люди не видят своих кандидатов, тех, за которых они пошли бы голосовать. Выборы изменились, можно сказать, на всех уровнях. Тех же депутатов мажилиса парламента сейчас мы избираем по партийным спискам. Что такое партийный список, люди не знают. То есть они идут голосовать за партию и даже не знают, о чём эти партии говорят, что они делают. Знаем мы только «Нур Отан». По остальным выборам точно также. Если это выборы не прямые, а такие, в которых участвуют только выборщики, то люди вообще не проявляют к ним интереса. Прошли выборы депутатов сената, люди их не заметили.
 
- Я помню по своим юношеским впечатлениям, раньше вокруг выборов было более насыщенное что ли информационное поле. Кандидаты что-то вытворяли даже. Если Вы помните, Касымов раздавил стакан. Очень интересный был кандидат в президенты, который предлагал выметать коррупцию из коридоров власти, и появлялся с метлой на всех митингах. Не кажется ли Вам, что шоу из выборов уже не делают?
 
- Это, действительно, так. Борьба между кандидатами исчезла. Появилась борьба кандидатов потенциальных с налоговыми органами, с судами. Борьба перешла на иной уровень. Всё уже больше зависит от решения налоговых, до борьбы между кандидатами просто не доходит. Вот осталось два кандидата, один ведёт кампанию, другой не ведёт. Вопрос: второй реально участвует в выборах или он просто для того, чтобы сделать видимость, что есть выбор, что есть альтернатива. Я фотографировала информацию о кандидатах, которая должна быть в избирательных комиссиях в едином формате предоставлена.
 
- По закону.
 
- Да, обязательно. В день голосования перед участком обязательно есть информация обо всех кандидатах, участвующих в выборах в единой формате – фотография, имя, краткая биография. Ещё что-то – ЦИК устанавливает единый формат. Прихожу на участок, информации нет. Спрашиваю у комиссии, где информация, мне протягивают два листка. Один: фотография, информация о кандидате – всё!
 

Мария Лобачёва: Основная проблема в том, что люди думают, что их голос ничего не решает

 

Второй листик – просто листик. Немножко написано – буквально три-четыре абзаца.

 
Мария Лобачёва: Основная проблема в том, что люди думают, что их голос ничего не решает

 

В нашем округе, где я наблюдала за этими выборами, прошла только одна встреча одного кандидата с избирателями. И, по-моему, только рядом с избирательным участком висела информация одного кандидата. Второй кандидат фактически в выборах и не участвовал. Посмотрите результаты: один кандидат набирает 90%, второй – 10%. Вот, пожалуйста, показатель. Если бы была борьба, я думаю, пропорции немножко бы изменились. И у нас везде результаты такие выборов: 80%, 90%. Спрашивается: где борьба?

 

- И вопрос: куда уходят выделенные на предвыборную агитационную кампанию средства? Этого мы не знаем…

 
- Конечно, отчёты есть, но они не публикуются. Мы не можем сказать.
 
- Сейчас в Казахстане активно муссируется возможность проведения президентских выборов уже в следующем году (по некоторым прогнозам, в декабре - прим. редакции). Вы какой-то инсайдерской информацией располагаете? Или можете какой-то прогноз дать?
 
- У меня есть на этот счёт своё мнение. Я не политолог, я не буду рассматривать с политической точки зрения. Я рассмотрю с точки зрения закона. У нас есть Конституция, где чётко говорится: срок полномочий президента – пять лет. Давайте посчитаем! Прошлые выборы у нас были...
 
- В 2011 году.
 
- В 2011-м. В апреле прошли выборы (внеочередные - прим. редакции), в апреле же он дал присягу, то есть приступил к исполнению полномочий. Пять лет заканчиваются – апрель 2016 года. Никак не декабрь. До декабря ещё целых восемь месяце. Конечно, у нас есть закон «О президенте Республики Казахстан». В этом законе они немножко себя обезопасили. В каком смысле? Там говорится, что полномочия президента, избранного на внеочередных выборах длятся, пока не вступят в силу полномочия президента, избранного через пять лет на очередных выборах. Опять же – это чуть раньше внеочередных или намного позже внеочередных. То есть через пять лет минус три месяца, если в декабре 2015 года. Или же в декабре 2016 года – это, получается, полномочия пять лет и восемь месяцев будут длиться. А если учесть, что присяга только в январе, то это и девять месяцев. Насколько такое продление полномочий конституционно? Это вызывает очень много вопросов у многих людей. 
И поэтому, мне кажется, что, скорее всего, выборы будут проведены раньше апреля 2016 года. Никак не в декабре 2016 года.
 

Марина Михтаева 





Просмотров: 2402



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит как минимум несколько ...

2281


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной специализированной выставки, прош...

3236


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

3072


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

3151