ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит

1955


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной

3029


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

2909



Откуда берутся "максаты усеновы"? - психолог Лариса Ле

11:18, 21 ноября 2014
В специальной рубрике «Есть мнение» на «Радиоточке» разговор с психологом Ларисой Ле. В редакции решили взять за исходный тот тезис, что все проблемы людей из детства, и понять, откуда берутся максаты усеновы и другие наши сограждане с аналогичным поведением. И главное понять - как воспитывать детей, чтобы они не выросли такими. 
 
- Сегодня в СМИ всё чаще и чаще появляются материалы, в которых фигурируют молодые люди с очень интересными историями. Такими как у Максата Усенова. Или у наших молодых парней-друзей Джохара Царнаева – одного из организаторов взрыва в Бостоне на марафоне. Эти истории шокируют людей, но повторяются снова и снова. Откуда такие берутся? 

- Я согласна с вами, что это печальные истории – дело Усенова и братьев Царнаевых. Такие случаи, к сожалению, есть. Откуда это берётся? Конечно же, ноги растут из детства. У человека же неспроста и не по волшебству взяла и появилась такая сторона личности. Безответственная и безграничная. В психологии существует такая теория, что у человека есть шесть адаптаций личности, в ходе которых он научается, как в этом мире выживать. В данном случае эти все поступки совершаются из грани личности человека, которую называют «адаптация – очаровательный манипулятор» или «антисоциальная адаптация». Она формируется до двух лет, когда человеку нужны глубокие, эмпатические, эмоциональные всплески. Он пришёл в этот мир в полнейшей любви, а потом в ходе каких-то обстоятельств его бросают родители. Или физически бросают, или эмоционально бросают. Если говорить о наших случаях, то это, как правило, достаточно благосостоятельные родители. И чаще всего в таких благополучных семьях родители заняты, может быть, не ребёнком, а собой и своей карьерой. Поэтому может быть даже не физическое отдавание, а чисто эмоциональная брошенность происходит. И он не получает базовой любви, базового доверия.

- Вот эта базовая любовь, общение - в каком объёме они необходимы детям?

- Это, прежде всего, контакт матери с ребёнком. Также не исключена роль отца. Почему есть безнаказанность? Например, ребёнок вырос в такой среде, что ему всё давали – дают, дают, дают. А эмоциональной любви не дают. Как правило, ребёнок родился, уже появляется няня. Няне заплатили деньги, няня учит, потом приходит воспитатель и так далее. Ну а где же сами родители, от которых ребёнок требует любви, вот этой базовой? Конечно, нам кажется, что мы ребёнку даём весь мир, как говорится, на ладони. Но самая главная потребность не удовлетворена. Поэтому ребёнок что делает? Он считает, что его предали, родители бросили, и он просто не доверяет миру. И в дальнейшем не будет сотрудничать с людьми, доверительные отношения строить. 

- В очень обеспеченных семьях какая схема: родители заняты бизнесом или карьерой, но они считают, что они своё внимание компенсируют покупками, подарками - последний iPhone, игровая приставка. Ребёнок вроде хорошо реагирует, он их любит за это. Или всё-таки появляется этот внутренний конфликт неосознанно, он чувствует, что от него просто откупаются?

- Вы совершенно правы. Это и есть откуп. Не давая любви и эмпатии, он просто платит. Чувствует вину перед ребёнком и просто откупается этими вещами. Причём, для ребёнка, появившегося в этом мире, есть модель научения – то, как мы действуем. Представляете, ребёнок вырос в материально обеспеченной семье, ему всё дают. Но ничего не просят в ответ.

Я недавно слушала интервью лидера "ДДТ" и Юрий  Шевчук говорил о свободе человека. Свобода – это ответственность. Человек ответственен за свой выбор: «Да, я выбираю эту дорогу и иду этой дорогой. И я ответственен за все свои поступки на этой дороге». В этом и есть свобода человека. А когда от ребёнка не требуют в ответ ничего, тогда у него формируется модель, что мир ему должен – как это делали родители.
 
Существует обратная сторона медали. Ребёнок живёт в полном достатке и, когда хочет привлечь внимание родителей, шалит. Наказывает другого, жестокость проявляется. Обидел жестоко друга – тогда появляются родители. Когда случается ЧП, появляются родители. И у ребёнка появляется опыт – пусть это негативный опыт – но родитель-то рядом. 

- То есть если родители не находят времени для нормального общения с ребёнком, у него возникает «инстинкт»: для того, чтобы было внимание, нужно что-то совершить?

- Да, и он совершает негативный поступок, родитель приходит, защищает его. И в этот момент он принимает его таким, каков он есть. И у ребёнка складывается: «Я совершу какой-нибудь поступок, папа придёт, меня защитит. Папа будет рядом». У ребёнка на базовом уровне появляется дыра эмоциональная, которую в последующем, всю жизнь, он пытается заполнить. 

- И получается, что если родители дефицит общения пытаются компенсировать деньгами, подарками, то ребёнок применяет такую же схему в общении с другими людьми?

- Человек, в основном, делает такие поступки бессознательно – на основе той модели, которая сформировалась в детстве. У него нет нового опыта, как в этом быть. Он в этом вырос. Опыт складывается до пяти лет ребёнка. И, представляете, в пять лет он живёт в своём мире – узком, а потом он выходит в социум, мир расширяется, а модель остаётся та же. 

В этом случае человек осознаёт своё «я», самость – на него обратили внимание. Когда ребёнок становится эмоционально брошенным, тогда он делает вывод внутри, детский, что никогда никто меня в этом мире не поддержит. Если он будет со мной близок – как родитель, самые близкие же у нас родители – то всё равно бросит меня. У него же в уме есть опыт: если он близок с родителем, он его всё равно бросит. И тогда он мстит. Он принимает решение мстить другим людям, чтобы их одурачивать – как бы становиться выше их. Это антисоциальная такая адаптация личности. Он использует других людей. Если антисоциальная адаптация выпуклая в личности – это лидирующая составляющая. Из таких людей вырастают очень хорошие политики, бизнесмены. Их и называют «очаровательные манипуляторы». У них очень много энергии. 

- Мы видим, что из них вырастают и "максаты усеновы".

- Да, да. Чаще дети живут свою жизнь по модели своих богов – родителей. Если есть такая выпуклая составляющая личности у ребёнка, значит, он её где-то взял. Значит, и родители свои поведением моделировали личность ребёнка. Не всегда же они были успешными. 

- Когда это проявляется антисоциальным поведением, это уже неприемлемо для общества. Насколько я понимаю, развитие нашего общества в таком направлении - люди хотят зарабатывать больше денег или тратить больше время на себя, чем на ребёнка - приведёт к тому, что такие сценарии будут множиться. Скажите, что с этим делать? Когда и кто может это обнаружить? Те же родители, когда это могут выявить? 

- На самом деле, это большая задача в данный период времени. Но я рада тому, что сейчас у людей представление совсем другое о психологии, о психоанализе, и многие родители обращают внимание на ребёнка, хотя бы даже в подростковом возрасте. Они самосовершенствуются тоже. Нужно решать это со специалистами. Это бессознательные процессы. Людям это нужно показывать когнитивное поведение их. 

- А кто это может выявить? Родители же не могут сами диагностировать «у нас в семье всё неправильно, у нас проблемы с нами и нашим ребёнком».

- Я думаю, что это должно происходить на уровне системы. Государственной системы, прежде всего. Психологическая помощь в подростковом возрасте нужна обязательно. И из-за того, как у нас сейчас стоит задача психологов в школе, многое не решается. Я думаю, что это нужно ставить на основательный, осознанный подход. Ну что такое – один психолог на всю школу, когда там тысячи проходят? Это тот же самый конвейер. И у нас система такова, что к личности как к индивидуальности не относятся. Я думаю, что это нужно на уровне государства решать, на уровне акиматов, на уровне школ. Доверительные какие-то службы делать. 

- Лариса, скажите, пожалуйста, в трёх-четырёх пунктах, на что должно обращать внимание родители, проанализировав, в первую очередь, себя, чтобы понять, что у них в семье не всё правильно выстроено, и они воспитывают инфантильного, безответственного ребёнка, который вырастет в безответственного взрослого.

- Проблему нужно решать в корне. И, благо, что у нас появляются такие практики, что в роддомах, как только появился ребёнок, его сразу кладут маме на живот - базовое доверие миру формируют. Нужно обращать внимание, прежде всего, в допубертатный период, пренатальный. Люди осознанно должны идти к появлению вообще ребёнка. Готовиться к появлению ребёнка ещё до его появления.

- Но если уже есть ребёнок? Сколько времени необходимо проводить с ребёнком, как завоевать его доверие, не покупать любовь, а выстроить её?

- Это очень сложная штука. Таких советов невозможно дать. К этому нужно прийти осознанно. Я благодарна тем родителям, слышащим своих детей, если те говорят: «Мама, я у меня проблема. Я не могу её с тобой решить, я хочу к психологу». Когда родитель ведёт его. Как можно сказать, делайте то-то, чтобы выявить это и это? Это же родительский инстинкт. 

- По крайней мере, не выявить, а наладить правильную модель отношений в семье между родителями и ребёнка, чтобы воспитать хорошего человека. Сегодня очень модно детей после 8-го, например, класса отправлять учиться за границу. Как это?

- Я всегда родителей призываю к тому, чтобы детей делать свободными. Чтобы они могли держать ответственность за свои поступки. Чтобы он понимал, для чего он учится. Ему дают все возможности, а что он даёт в ответ? Например, хорошие оценки. Многие родители поощряют деньгами. Принёс хорошую оценку, получи 1000 тенге. А многие считают, что это неправильно. Я считаю, что этим мы подтверждаем результат ребёнка: он чему-то научился, заработал, мы восхитились им, и он получил вознаграждение. Я думаю, что нужно детей поддерживать. Что бы ни случилось – мы все действуем методом проб и ошибок – как бы ни сложилось, поддерживать его в его успехах, его неудачах, его разочарованиях. Принимать участие в его жизни, откликаться на его желания и просто быть с ним. 




Просмотров: 8908



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит как минимум несколько ...

1955


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной специализированной выставки, прош...

3029


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

2909


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

2929