ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит

2358


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной

3402


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

3128



Почему земельная реформа не достигла своих целей?

[/xfgiven_avtor-novostey]
07:00, 25 ноября 2014
«Радиоточка» продолжает изучать историю госпрограмм. Одна из самых значимых – передача земель в частную собственность - по сей день реализуется «со скрипом».

Год назад на расширенном заседании правительства президент Казахстана Нурсултан Назарбаев распорядился вернуть государству неиспользуемые земли: «Я поручал провести ревизию неиспользованных земель, разработать механизмы, чтобы вернуть. До сих пор не можем определить термин «неиспользуемые земли» и путаемся, что это значит. Взял когда-то, нахапал эту землю, теперь сидит как собака на сене, сам ничего не делает и другим не отдает. Эти земли вернуть надо! Чего термины выдумывать? В некоторых областях на 100% вернули - в Кызылорде».

География: неполезная площадь страны


 Для того, чтобы понимать сложности с приватизацией земельного фонда следует обратиться к урокам по географии: 58% территории Казахстана занимают пустыни и полупустыни (167 миллионов гектаров), 10 % — горы, 26% - степи, леса - 3,5%. 23% территории страны пригодны для земледелия, 70% — для отгонного животноводства.

Таким образом, полезная площадь может составлять примерно 871,968 тысяч квадратных километров. 

Однако, государственные принципы регистрации земельного фонда, видимо, не учитывают географическую полезность площадей. По крайней мере, анализ, проводившийся в конце девяностых, давал следующие данные: из общей площади земельного фонда Республики Казахстан - 2,725 миллиона квадратных километров - основную часть составляют земли сельскохозяйственного назначения. По данным государственного учета земель на 1 января 1998 года, площадь сельскохозяйственных угодий составляет 222,6 миллиона гектаров (81,7% территории республики), в том числе пашни - 26,6 миллиона гектаров, сенокосы – 5 миллионов гектаров, пастбища - 184,8 миллиона гектаров.

К 2010 году сельхоз площадь сократилась до 222407,5 тысяч гектаров. Видимо, виноваты природные обстоятельства: как говорит статистика, ежегодно площадь земель, подверженных ветровой эрозии увеличивается на 0,3 %, а водной – на 0,5 %.

Также, по данным на август 2014 года, 264,47 тысяч квадратных километров уже заняты такими категориями, как:
земли, занятые  горнодобывающей и обрабатывающей промышленностью;
земли, отведенные под техническую инфраструктуру;
земли, отведенные под транспортную инфраструктуру;
земли коммерческих, финансовых и коммунальных организаций;
из них земли, занятые под селитебные территории.

Землеобеспеченность одного жителя страны составляет 16,51 гектара на человека, в том числе - обеспеченность пашней – 1,51 гектара на человека.

В структуре земельного фонда страны, как и в прежние годы, преобладают земли запаса - 104,8 миллионов гектаров (40,1 %) и земли сельскохозяйственного назначения – 96,3 миллионов гектаров (36,9 %). По состоянию на 1 ноября 2013 года в этих категориях сосредоточено 77% земельного фонда, во всех остальных категориях – 23 %. Наметившаяся позитивная тенденция вовлечения земель запаса в использование для различных отраслей экономики продолжалась и в 2014 году.

И, наконец, о результатах приватизации. В декабре 2010 года председатель Агентства по управлению земельными ресурсами РК Каналбек Раимбеков на онлайн-конференции в студии портала ИА «ВNews.kz» рассказал, что в Казахстане продано земель сельхозназначения всего 847 тысяч 544 гектара. Из них гражданам республики Казахстан продано где-то 474 тысяч 384 гектаров, юридическим лицам РК - 373 тысяч гектаров. При этом он отметил: «Многие задают вопрос, почему Земельный кодекс, принятый в 2003 году не достиг цели. Потому, что войдя в частную собственность, по истечению 7 лет очень мало земель находится в частной собственности. Частная собственность – это не самоцель. Для нас было важно вести институт частной собственности на платной основе. Чтоб рынок был и при входе и при выходе».

Подтверждает его слова прошлогодняя информация о том, что в личном пользовании сегодня находится лишь 1,5 миллиона гектаров земель. Это 0,6% от общего земельного фонда республики, или 1,6% от годного к эксплуатации. При этом, на условиях временного землепользования (аренды) используются 92 миллиона гектаров. Это треть от всего земельного фонда и 98% от номинального.

История: почему не удалась земельная реформа?

Обратимся к истории передачи принадлежащей народу Казахстана земли в госсобственность. 

Естественно, в связи с резким изменением политического строя страны менталитет граждан имел некоторую инерцию - 70 лет все было, так сказать, общее, в частной собственности были лишь небольшие наделы. Поэтому необходимо было волевое решение «сверху». 
Еще 16 ноября 1990 года постановлением Верховного Совета Казахской ССР был принят Земельный кодекс Казахской ССР, в котором было обозначено: «Земля в Казахской ССР находится в исключительной собственности республики. Право собственности на землю в Казахской ССР осуществляют Верховный Совет Казахской ССР на всей территории республики и местные Советы народных депутатов, в пределах компетенции, установленных настоящим Кодексом. Каждый гражданин Казахской ССР имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются настоящим Кодексом. Никто не может быть лишен права на земельный участок иначе, как по основаниям, указанным в законе. Купля-продажа, дарение, залог и самовольный обмен земельных участков запрещаются. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право собственности на землю, недействительны». Предприятиям, учреждениям и организациям земли предоставлялись в пользование.

В Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан», утвержденном Постановлением Верховного Совета РК от 16 декабря 1991 года и подписанном президентом Нурсултаном Назарбаевым, указано, что земля и ее недра нашей страны находятся в исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости. При этом, днем позже был принят закон «О земельном налоге», где плательщиками земельного налога названы «граждане Республики Казахстан, предприятия, объединения, учреждения, организации, а также совместные предприятия, международные объединения и организации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие во владении или пользовании земельные участки». То есть, уже тогда в законодательстве был заложен тройной парадокс собственности.

Статья 46 Конституции РК 1993 года также декларировала, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находятся исключительно в государственной собственности. При этом было отмечено, что «пределы и субъекты осуществления от имени государства правомочий собственника на указанные объекты определяются законом». Однако уже в качественно новом Основном законе страны 1995 года одновременно с исключительной собственностью государства на землю было заявлено: «Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».
Отметим, что документ принят в беспарламентный период нашей страны на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, а вступил в силу 5 сентября. Официально регулировать земельные отношения можно было только со следующего года, поскольку Указ президента Республики Казахстан, имеющий силу закона № 2717 «О земле», был подписан 22 декабря. 


 
Как пишет экономист Аунар Есентугелов в статье "Экономика независимого Казахстана: история рыночных реформ”, основные приватизационные сложности на первоначальном этапе возникали в сфере сельского хозяйства: 
- Закон Республики Казахстан от 14 января 1992 года «Об особенностях приватизации имущества государственных предприятий» и Указ президента Республики Казахстан от 10 февраля 1992 года «О неотложных мерах по приватизации имущества государственных, сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса» предусматривали на базе структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий создание малых предприятий, кооперативов, крестьянских хозяйств, базирующихся на коллективной и частной собственности. Был издан Указ президента от 9 марта 1994 года «О передаче части имущества совхозов в собственность директоров», согласно которому директорам, проработавшим на этой должности не менее 20 лет, выделялось 10% выкупной части. Имущество передавалось им во временное пользование на срок не более 5 лет на договорных условиях, и только оставшиеся 80% выкупной части имущества распределялись между членами трудового коллектива. В итоге основными владельцами имущества приватизированных предприятий или реорганизованных колхозов оказались директора и главные специалисты бывших колхозов и совхозов: зоотехники, агрономы, ветеринарные врачи, инженеры, руководители отделений. Директор за бесценок мог приобрести половину имущества бывшего совхоза. Остальная часть доставалась в основном его заместителям, главспецам, руководителям отделений. Простые члены коллективов оставались с условными долями (паями) на землю. Но в последующем и эти условные земельные доли крестьян постепенно переходили в руки тех же руководителей на условиях аренды или в их собственность в счет долгов, которые перекрывали их имущественные паи на землю практически без всяких условий.

Таким образом, многие крестьянские хозяйства, которые в 1997 году составляли уже 93,5% сельхозформирований, оказались без техники, земли и скота. Положение на селе и в сельских хозяйствах в 90-е годы оставалось удручающим: подавляющее большинство сельских жителей жили в нищете, более 80% имели доходы ниже прожиточного минимума.

Однако, это не мешало чиновникам регионов и областей рапортовать о росте крестьянских хозяйств как о главном показателе успеха реформ. К 2002 году их количество достигло 121 тысячи. О причинах стремительного падения сельскохозяйственного производства, роста бедности в селах предпочитали вслух не говорить. Главными критериями успеха реформ вновь оказались скорость и количество.

Если внимательно рассмотреть процесс приватизации на селе, то упомянутым указом президента, по существу, были амнистированы и легализованы все прежние, сомнительные с точки зрения законности, приобретения директоров. Эта мера властей не может быть объяснена никакой логикой, практической необходимостью или целесообразностью. Это был не просто парадокс, а разрешение на законную «прихватизацию» собственности на селе. И вновь, уже в который раз, экспроприация стала основной проблемой не экспроприаторов, а народа. 

Так, частная собственность на землю была признана конституционно. Затем был издан Указ Президента РК «О земле», имеющий силу Закона, в котором была продекларирована государственная и частная собственность на землю. И, наконец, в 1999 году по поручению президента правительство представило на рассмотрение в парламент проект закона «О земле», в котором предусматривалось введение частной собственности на землю, в том числе на сельскохозяйственные угодья.

Однако, идея о частной собственности на землю не нашла понимания в обществе. Против выступили многие народные избранники, политические партии, общественные деятели и, как ни странно, ученые-аграрники, включая академиков. Доводы не имели ничего общего с реальностью, научной теорией и мировой практикой, носили эмоциональный популистский характер. В их основе лежали аргументы типа «земля — это мать, а мать не продается». Но именно эти идеи взяли верх над развитием экономики, над здравым смыслом, объективной необходимостью и неизбежностью.

К сожалению, и сам проект закона был сырым, что только усугубило ситуацию. В итоге правительство было вынуждено отозвать его из парламента. Президент отступил. В докладе на сессии Ассамблеи народов Казахстана он теперь говорил: «При отсутствии средств у наших граждан, работающих сегодня на землях сельскохозяйственного назначения, запустить массовый процесс ее покупки и перепродажи означало бы ограбить этих людей, обречь их на батраческую долю. Наше общество к глобальному введению частной собственности на землю еще не готово». Хотя на самом деле основная часть сельских граждан уже была ограблена и обречена, и едва ли у них осталось нечто, что еще можно было потерять.

24 января 2001 года, то есть практически через год, был принят новый Закон «О земле». Он усилил законодательную базу для введения частной собственности на землю, развития ипотечного кредитования. Однако он так и не решил главного вопроса — вопроса о механизме перевода земли в частную собственность.

Правительство настаивало на продаже земли жителям села. Предполагалось, что каждый из них в свое время стал владельцем условной доли земли, и осталось только обозначить механизм ее распределения. Но их паи постигла та же участь, что и купоны. Население страны в очередной раз оказалось не у дел. Утешает только то, что к тому времени многие крестьяне уже давно лишились своих паев.


 
 Как отмечает академик Академии истории и общественных наук РК Игорь Корнилов, введение частной собственности на землю, по данным социологических опросов, вызвало в конце 90-х годов прошлого века противоречивую реакцию населения страны. Мнения разделились тогда примерно поровну: 44% одобряли введение частной собственности на землю, 42% — были против, 14% - свое мнение не выразили. В то же время при прямой постановке вопроса «Нужно ли разрешить всем гражданам свободно покупать и продавать землю?» 54% опрошенных выразили несогласие, 35% — согласились. Еще большую озабоченность (60%) вызвала возможность получения земли иностранцами при введении частной собственности.

После дебатов в 1999-2001 годах новый Закон Республики Казахстан «О земле» был принят как компромиссный вариант решения этого сложного вопроса. В апреле 2002 года Нурсултан Назарбаев поручил правительству разработать проект закона «О частной собственности на землю». Дебаты в парламенте продолжились, в результате правительство страны во главе с Имангали Тасмагамбетовым ушло в отставку. И только после дополнительных обсуждений 20 июня 2003 президент Казахстана подписал Земельный кодекс, вводивший институт частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. 156 тысяч гектаров земель сельхозназначения было продано в собственность. Доходы от продаж позволили передать в Национальный фонд Казахстана 4 миллиарда тенге в результате реализации Государственной агропродовольственной программы Республики Казахстан на 2003-2005 годы.

В сентябре 2003 года были установлены базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством. По всем административно-территориальным единицам республики льготная цена на земельные участки сельскохозяйственного назначения принята в размере 75% от кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, продаваемого в частную собственность. 

Вскоре стало понятно, что земельное законодательство требует серьезных корректив из-за собственников, которые приобрели землю «про запас». В 2007 году был внесен ряд изменений и дополнений, уточняющих отдельные положения Кодекса, в частности уточнены исключительные случаи, при которых допускается изъятие земель для государственных нужд от собственников земельных участков и землепользователей.

В последние годы проводится постоянная инвентаризация земель, в связи с чем комитет по управлению земельными ресурсами Минрегионразвития периодически отчитывается о количестве изъятых земель у «собак на сене». 

В результате совместной работы в 2009–2010 годы инспекциями было выявлено более 24 тысяч неиспользованных земельных участков на площади 2,5 миллиона гектаров. Кроме того, поставлено на учет с формулировкой «без хозяина» 7 тысяч участков на площади 3,4 миллиона гектаров. Если в течение года, по законодательству хозяин, не появится, то по решению суда эти земельные участки будут возвращаться в госсобственность. В результате проведенных работ было возвращено в государственную собственность за 2 года 1,4 миллиона гектаров земли сельскохозяйственного значения.

Так, для повышения эффективности государственного контроля в соответствии с принятием Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется согласно критериям оценки степени риска.

Анализ проведенных проверок выявил, что основными видами нарушений земельного законодательства Республики Казахстан являются нарушение права государственной собственности на землю (44%), использование земель не по целевому назначению (22%), нерациональное использование или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения (21%).

Наряду с анализом выявленных нарушений земельного законодательства Республики Казахстан, наблюдается ежегодное увеличение количества субъектов земельных отношений. По данным сводного аналитического отчета о состоянии и использовании земель Республики Казахстан в 2006 году количество собственников земельных участков и землепользователей составило 2,7 миллиона, в 2007 году – 3,2 миллиона, в 2008 году – 3,3 миллиона, в 2009 году – 3,4 миллиона, в 2010 году – 3,3 миллиона, в 2011 году – 3,4 миллиона, в 2012 году – 3,4 миллиона.

В результате мы видим парадоксальную ситуацию: земельный фонд, находящийся в госсобственности, почти не уменьшается, или уменьшается незначительно, а количество собственников при этом растет. То есть, на рынке обращается практически одна и та же земельная площадь. Оно и понятно – это самые полезные наделы при нашей сложной географической ситуации. Сложность заключается еще и в том, что землепользователям в ближайшей перспективе не выгодно заниматься освоением площадей, выведенных в категорию залежных земель более двадцати лет. Для этого нужны и немалые средства, и уверенность в политической экономической стабильности страны…
 
Вячеслав Щекунских




Просмотров: 4271



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит как минимум несколько ...

2358


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной специализированной выставки, прош...

3402


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

3128


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

3229