ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит

2034


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной

3067


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

2937



Для чего Казахстану остро нужны крупные инвестпроекты?- анализ "Радиоточки"

[/xfgiven_avtor-novostey]
05:36, 10 декабря 2014

Инфраструктурные проекты страны – единственное, что может поддержать экономику в кризисный период. 

Сколько бы копий не ломалось при обсуждении «Экспо-2017» и Олимпиады-2022, положительный эффект от этих проектов оценят в будущем. Что характерно, для оценки архитектурных работ по выставке в Астане был создан специальный технический совет, который возглавил Джереми Рифкин, автор концепции о Третьей индустриальной революции.

Сегодня же мы можем утверждать однозначно: страна нуждается в крупных инвестпроектах для масштабных инъекций в экономику. Естественно, имеется в виду мультипликативный эффект от реализации инфраструктурных проектов, когда средства распределяются по разным смежным отраслям, компаниям, и, в конце концов, дают работу сотням компаний и тысячам людей. А это не только строительство новых дорог, энергетических цепочек, подпитка строительной, металлургической, обрабатывающей отрасли, но и активизация торговли, а также возможность обновления производственных мощностей и создание новых.

Якоря…

Даже реализация, казалось бы, чисто имиджевых «Экспо-2017» и Олимпиады дает немалый технологический толчок. Так, реализуемый в столице Казахстана проект Smart City поможет стране «зацепиться» в высокотехнологической отрасли и создать в качестве обслуживающих ряд направлений как в сфере IT, так и в направлении разработки автоматизируемых систем управления. И это даже если не говорить о навязших в зубах технологиях энергосбережения и энергоэффективности, а также альтернативной энергетики.

О подобных же «якорях» в одной из работ («Что такое кластеры и как их создавать? Эпистемотехнологический подход») писал директор российского Института опережающих исследований имени Евгения Шифферса Юрий Громыко: «Реальное продвижение к новому техно-промышленному и социо-культурному укладу предполагает параллельное построение на новых принципах вторых резервных систем— еще одной сети железных дорог, но в виде скоростных поездов на магнитной подвеске, создание новых городов, новых резервных энергетических систем полной мощности— одной из самых мощных в мире Туруханской ГЭС, без всяких поправок на обеспеченный спрос. Выдвижение подобных проектов вторых резервных систем собственно и позволяет нам перейти к рынку развития, к рынку проектов развития, а не продолжать топтаться площадке выживания. Например, на основе принципиально новых материалов, мы начинаем перевооружать всю инфраструктуру РЖД. В этом случае кластер или мультикластер начинает формироваться вокруг состыкуемых зон новых технологических решений. Становится хорошо понятно, что одни технологические преобразования, в скором времени, повлекут за собой следующие и т.д. Данный тип кластера следовало бы назвать инфраструктурно-инновационным. Основное преимущество данного кластера связано с тем, что он формируется вокруг системы гарантированного потребления продукции. Стоит включить принципиально новые материалы в конструкцию узлов инфраструктуры и теперь у производителей данного ассортимента будет гарантированный потребитель.

Должны начать строиться кластеры новых предприятий, железные и автомобильные дороги, порты, должны закладываться новые города. И вот это масштабное созидание — формирование практически по всюду параллельных резервных систем - новых городов наряду с уже существующими, новых электростанций и сетей наряду с существующими - должно стать предметом новой справедливой приватизации в интересах ее создателей, то есть, в том числе, молодежи. У значительных групп населения появляется позитивная стратегическая перспектива — создать новые города и современные производства и стать их собственниками и жителями».

Тезисы российского ученого подтверждают инициативы, изложенные в Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года: «Ключевые действия инновационной политики должны быть сфокусированы на создании и развитии необходимых «строительных блоков», способствующих формированию инновационных процессов, затрагивающих все сегменты общества и связывающих между собой ключевые заинтересованные стороны в процессе инноваций. Успешное внедрение такого видения требует больших усилий от государства, образовательных институтов и частного бизнеса.

Ключ к успеху инновационной политики заключается в эффективной реализации перспективных (флагманских) проектов общенационального масштаба, отвечающих потребностям общества и меняющих индустриальную структуру экономики. Одновременно сохраняя прагматичный подход к инновациям, данная концепция предлагает сделать ставку на развитие региональных агломераций и компетенций».

В проекте этого документа, который готовился экспертами ассоциации «KAZENERGY», уточняется: «Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что для перехода к «устойчивому инновационному развитию» в будущем Казахстану необходимо комбинировать разработку прорывных технологий с концентрацией усилий на «индустриально-инновационном развитии». Именно прорывные технологии будут основным фактором вхождения Казахстана в группу технологических лидеров. Выявление тенденций в развитии отраслей отечественной экономики в координатах мировых технологических мегатрендов показало, что в стране наблюдается проникновение новых технологий во многие отрасли и формирование на их основе новых отраслей, однако этот процесс еще не приобрел значительные масштабы.

По результатам проведенных исследований, в число приоритетных для Казахстана на период до 2020 года вошли такие отрасли как - агропромышленный комплекс, горно-металлургический комплекс, энергетический сектор, сектор нефти и газа, машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, химия и нефтехимия.

Для концентрации имеющихся ресурсов в стратегических приоритетных направлениях, в рамках выявленных отраслей были определены более 60 критических технологий. Они должны дать толчок отечественной экономике для дальнейшего развития и позволить вывести Казахстан на новый технологический уровень. На базе этих критических технологий должен был быть составлен общенациональный проект «100 казахстанских инноваций». В проекте предполагалось для устойчивого инновационного развития с 2012 до 2020 года инициировать структурные реформы системы образования и профессионального обучения, а также роста компетенций казахстанских кадров. Предполагалось, что эти реформы «позволят создать среду, которая будет стимулировать непрерывное обучение человека и формировать инновационную культуру общества».

Особенно интересен список «критических технологий», которые перечислены в проекте документа, и на которые планируется обратить особое внимание – это действительно технологии 21 века. Отметим, что в итоговую концепцию такие конкретные направления просто не были включены…

Что мы имеем на сегодняшний день…

Бесспорно, что без воссоздания научно-технического потенциала страны и интенсивного финансирования масштабных проектов никакого развития мы не получим.

Текущая ситуация очень адекватно описана и в проекте концепции инновационного развития, и в итоговом документе. Так, в настоящее время, в Казахстане уровень инновационной активности составляет всего 4,3%, в то время как в Германии этот показатель составляет – 80%, в США, Швеции, Франции - около 50%, в России – 9,1%. Согласно Глобальному отчету о конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2011-2012 годы по агрегированному фактору инновационности и применения инноваций в бизнесе Казахстан находится на 114 месте, среди таких стран как Бангладеш (113), Монголия (112), Мали (116). При этом, за последние годы расходы Казахстана на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, в среднем, составляли 0,25% от ВВП, в то время как данный показатель составляет в Финляндии -3,49%, Корее - 3,64%, США - 2,6%, Китае - 1,44% от ВВП страны. Вместе с тем, согласно Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Казахстан находится на 59 месте из 65 стран.

За период с 2003 года был получен как положительный, так и отрицательный опыт в области инноваций. Уроки прошедшего периода напрямую указаны в самой концепции по инновациям, подписанной 4 июня 2013 года президентом Назарбаевым:

- Недостаточное понимание составляющих инноваций и того, как развивать инновации в промышленности, университетах и государственном секторе. Это привело к неспособности проведения критически важных реформ и распределения достаточных ресурсов для стимулирования инноваций.

- Неготовность отечественной системы образования к вызовам ускоренной индустриализации и выполнению задач по развитию высокотехнологических секторов экономики. Исследования продолжают держаться на старом кадровом потенциале, созданном в прошлую эпоху. Планирование подготовки кадров новой генерации проводилось некачественно, в связи с чем проблемы трудоустройства возникли даже у выпускников программы «Болашак». 

Вовлечение зарубежного малого и среднего бизнеса и университетов в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, которые могут быть преобразованы в инновации, не увенчалось успехом в большой степени потому, что акцент был сделан на крупные проекты добывающей промышленности или местного производства.

Как показали исследования, у большинства компаний и высших учебных заведений имеется дефицит нового менеджмента и опыта работы с технологиями, производственным инжинирингом. В высших учебных заведениях не сформированы практики сбора и систематизации идей, запросов рынка, использования их для постановки прикладных научно-исследовательских задач.

- Административные барьеры на пути инноваций оказались слишком велики. Созданная система институтов развития не стала надежным механизмом продвижения инновационных проектов, не была достигнута необходимая координация между ними. Процедуры приема заявок инноваторов чрезмерно бюрократизированы. Не получил развития механизм венчурных фондов из-за ограниченности рисковых инвестиций.

- Изолированность инновационной политики от регионального развития. Попытки создания региональных технопарков как ядра инновационных систем на местах привели к минимальным результатам из-за неверной модели финансирования. Расходы технопарков 4-кратно превысили доходы, из 240 проектов получили дальнейшее развитие только 5 %. Основная деятельность технопарков была сведена к аренде помещений, большинство из них - стали дополнительным бременем для акиматов.

- Нарастание глобальной конкуренции. Региональные участники должны осознавать факт того, что с усилением интеграционных процессов Единого экономического пространства, скорым вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию иностранные компании могут стать сильными конкурентами на инновационном пространстве.

Остается все меньше времени для того, чтобы найти надежных стратегических партнеров и построить доверительные отношения с ведущими отечественными и иностранными компаниями. Необходимо связать казахстанский малый и средний бизнес с глобальными цепочками добавленных стоимостей и помочь усилиям местных компаний в развитии индустриальных кластеров.

- Отсутствуют эффективные механизмы обеспечения спроса на инновации. Соответствующие критерии не предусмотрены в системе государственных закупок. Объем государственных закупок достигает ежегодно 1,8 триллионов тенге или около трети государственного бюджета. Для сравнения, объем финансирования инновационных грантов в 2012 году составил 3,5 миллиарда тенге.

- Слабое участие частного сектора в инновациях. Механизмы защиты интеллектуальной собственности не обеспечивают должной заинтересованности рынка в инновациях. Частный бизнес преимущественно оттеснен в сервисные сектора экономики (более 80 %), такие как торговля и операции с недвижимостью. Ведущую роль в инновациях продолжают играть крупные компании, преимущественно с государственным участием.

Все это в совокупности существенно ограничивает вклад инноваций в развитие экономики. По состоянию на 2012 год доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте составила менее 2 %.

В целом, на сегодняшний день большая часть инновационной деятельности в Казахстане стимулируется непосредственно государством, и большинство научно-исследовательских работ ведутся в государственных лабораториях. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2010 году доля частного сектора в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках составила лишь 36,6%, в то время как в Японии (78,5%), Китае (73,3%) и США (72,6%) большая часть НИОКР осуществляется частным сектором.

Цена вопроса

Самый «красивый» пример новой индустриализации, помимо советской и, как ни противно, гитлеровской, - «Новый курс» и вывод экономики США из "великой депрессии", автор которого Франклин Делано Рузвельт. Так, всего спустя чуть больше двух месяцев после инаугурации было создано Управление долины Теннеси (Tennessee Valley Authority - TVA) и закреплено право правительства владеть и управлять гидроэнергетическим комплексом в долине Теннеси. При этом, стартовали госпрограммы, позволившие поднять один из самых отсталых регионов страны. Созданная в 1933 году Национальная администрация по оздоровлению промышленности и Администрация общественных работ израсходовали на строительство дорог, зданий для общественных нужд и другие подобные проекты 4250 миллионов долларов. Для реализации программ было привлечено в 1935 году около 2,5 миллиона безработных. Также был принят закон о необходимой помощи по развитию предпринимательства, выделявший из государственных ресурсов почти 5 миллиардов долларов на оказание срочной помощи и увеличение занятости на "особо полезных" проектах по строительству и ремонту шоссейных дорог, улиц, ремонту и строительству мостов, национальных парков, аэропортов. За год в этих проектах было занято более 3,4 миллиона человек. В результате, почти 13 миллиардов долларов в ценах того периода было затрачено на проведение реформ за счет увеличения дефицита суммарного бюджета США. Кстати, шестиюродный дядя Франклина Делано президент Теодор Рузвельт активно поддерживал еще один мегапроект – строительство Панамского канала.

Вернемся в наши дни и на казахстанскую землю.

Без всякого пафоса нужно сказать – мегапроекты нам нужны. Однако, человеческий фактор, как всегда, играет решающую роль.

Крупный имиджевый и одновременно инвестиционный государственный проект – VII зимние Азиатские игры-2011, к сожалению, как и многие начинания в нашей стране, связанные с большими деньгами, окончился уголовным делом в отношении руководителя Алматинской дирекции по проведению АзиадыСултанбека Сыздыкова, которого обвинили в хищении 23 миллионов тенге. Кроме того, как писала в свое время газета «Мегаполис», стоимость строительства трех объектов - международного комплекса лыжных трамплинов в Алматы, а также конькобежного стадиона и республиканского велотрека в Астане незапланированно выросла почти на сорок миллиардов тенге. Перечислять кражи и нарушения можно долго, тем более, что и имидж обошелся дорого, и экономической пользы от проекта никакой: Азиада обошлась казне в 233,5 миллиардов тенге, а доходы составили 5 миллиардов тенге.

Между тем, стоимость проведения выставки EXPO-2017 в Астане поначалу оценили в 1,605 миллиарда долларов, позже цифра выросла до трех миллиардов, при этом летом сообщалось, что уже 500 миллионов долларов привлечено от казахстанских инвесторов, средства направлены на жилищное строительство, на возведение отелей и бизнес-центров.

Как сообщал в июне председатель правления АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» Талгат Ермегияев, в рамках ЭКСПО-2017 будет создано около 20 тысяч рабочих мест. Для сравнения: в соответствии с прогнозами Oxford Economic, экономический эффект от EXPO-2020 в Дубаи составит 38,6 миллиарда долларов США, будет создано около 277 тысяч рабочих мест в период 2013-2021 г.

Также планируется подготовить 10 тысяч специалистов обслуживающего персонала, из них около 3,5 тысячи - профессионалы узкого профиля, которые имеют отношение к альтернативным источникам энергии и другим передовым технологиям.

Что же касается зимней Олимпиады-2022, за право проведения которой борется Алматы, то уже сообщалось, что цена вопроса - 7–8 миллиардов долларов США, причем в эту сумму входит не только проведение зимних Игр-2022, но и подготовка к ним, строительство оставшихся спортобъектов, а также "доведение до ума городской инфраструктуры для Олимпиады".

Таким образом, если бы Казахстан избежал в своих проектах проявления пресловутого человеческого фактора, а попросту - коррупции, то, возможно, единственной опасностью было бы неправильное планирование. Так, к примеру, было с выставкой Экспо-2000 в Ганновере. Тогда Германия подсчитала убытки, размер которых составил порядка 2,4 миллиарда марок (1,2 миллиарда евро). Да и объекты Сочинской Олимпиады-2014 уже сегодня - оказались невостребованными. Однако, что касается объектов ЭКСПО в Астане, то нас уверяют в их будущей универсальности и возможности их перепрофилирования. Возможно, на этот раз разработчики учтут и зарубежный опыт, и собственные ошибки, такие как оказавшийся невостребованным грандиозный астанинский велотрек…

Если же говорить откровенно, то подобные имиджевые мегапроекты хвалить очень сложно – они всегда имеют червоточину, ведь простому налогоплательщику сложно объяснить, зачем его деньги тратят на всякую дорогостоящую мишуру. И гораздо проще хвалить индустриальные и инфраструктурные мегапроекты, такие как строительство дорог, трубопроводов и прочего – там эффект и польза более очевидны для населения.

 

Вячеслав Щекунских





Просмотров: 2109



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит как минимум несколько ...

2034


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной специализированной выставки, прош...

3067


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

2937


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

2994