ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит

2312


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной

3280


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

3097



Эксперты: Правительство «кинуло» розницу рынка ГСМ

[/xfgiven_avtor-novostey]
17:50, 10 декабря 2014

10 декабря приказом министра энергетики снижены цены на розничную реализацию дизельного топлива и бензина Аи-92/93.  

Сергей Смирнов, аналитик нефтяного рынка:

Эксперты: Правительство «кинуло» розницу рынка ГСМ  

- Однажды правительство уже спускало цены на ГСМ, правда, очень ненадолго (меньше месяца) и буквально на копейки. Сегодняшнее снижение вполне понятно. Все мировые цены на нефть снизились чуть ли не в два раза. В июне была цена 115 долларов за баррель, а сейчас – уже 65. кроме того, если учесть, что в России цены на бензин были выше, чем в Казахстане, но за счет девальвации рубля розничные цены сравнялись с нашими. А на это надо как-то реагировать. Наше правительство пошло как всегда по самому легкому пути. 

- Вообще хотелось бы понимать, какой может быть люфт по цене в дальнейшем. Есть ли данные по себестоимости ГСМ в Казахстане? 

Здесь сложно сказать, поскольку у нас абсолютно непрозрачное ценообразование на топливо. Если вы зайдете на сайт любого российского НПЗ, то вы сможете увидеть прейскурант, по которому топливо отпускается с завода по оптовым ценам. На сайтах наших заводов вы этих данных не найдете. Я думаю, что это объясняется, в частности, тем, что заводы работают по давальческой схеме – поставщики привозят сырую нефть, а НПЗ ее перерабатывают, причем цены за нефтепереработку устанавливает власть. А владельцами нефтепродуктов являются те, кто поставил сырье. И по какой цене они продают конечный продукт – это коммерческая тайна. 

- То есть, спрогнозировать, будет ли еще одно снижение цен, - невозможно. 

- Я сомневаюсь, что они еще раз опустят цены, скорее всего, произойдет обратное. Во-первых, весной собираются останавливать Шымкенский НПЗ на плановый ремонт, и весной же начинаются посевные работы. То есть, потребление нефтепродуктов заметно вырастет. А, учитывая, что НПЗ будет остановлен на месяц или больше, из баланса выпадут объемы, которые там производятся. Также нельзя исключать и того, что не только подрастут мировые цены на нефть, но и вырастет покупательная способность рубля. Сейчас, за счет девальвации российской валюты у нас розничные цены практически сравнялись. Если АИ-92 в РФ в розницу стоит около 37 рублей, а его курс 3,35, то там этот бензин уже дешевле наших 128 тенге. 

Но проблема заключается в том, что наше правительство приняло решение о ручном регулировании акцизов на нефтепродукты из России. Надо понимать, что наши заводы полностью казахстанский рынок не обеспечивают топливом. 30-40 процентов дефицита покрывается поставками ГСМ из РФ. С учетом того, что рубль обесценился, оптовая цена бензина стала также ниже, чем у нас. И нашим АЗС стало выгоднее завозить топливо оттуда, а не брать на наших НПЗ, даже несмотря на то, что нашим поставщикам продают его не по внутренним ценам, а с небольшой премией. То есть, наши заводы могут затовариться бензином вследствие девальвации рубля. И, чтобы сравнять эту ситуацию, правительство будет регулировать акцизы, тем самым доводя стоимость российского топлива до нашего уровня. Тем более, что российский бензин идет класса Евро-4 и Евро-5, а у нас по той же цене предлагается Евро-2, который не во все автомашины западного производства можно заливать. 

Если уж мы зависим от российского рынка нефтепродуктов, то надо привязывать наши механизмы регулирования к биржевым ценам, там бензин продается по оптовой цене, а наши власти собрались ориентироваться на розницу, на цену на АЗС в России. Это сиюминутное решение проблемы. Ведь рубль может упасть и ниже 3 тенге, тогда их бензин будет значительно дешевле казахстанского. Как тогда наши власти планируют корректировать? 

Сейчас они снижают цену, вгоняя в убыток розницу. Недавно в правительстве сообщали, что был создан стабилизационный фонд топлива. Казалось бы, он должен быть государственным. На самом деле же это не так. Они заставили частные автозаправочные компании создавать месячный запас топлива. Но эти запасы куплены по ноябрьским ценам, когда, естественно все ориентировались на цену в 128 тенге. Сейчас частные компании будут вынуждать продавать топливо по 115 тенге, вгоняя розницу в убыток. А это около 1 миллиарда тенге. 

- Это похоже на государственный отъем денег в виде налогов. 

Да. При этом оптовики останутся в стороне. Прежде чем снижать цену на бензин на пресловутые 10 %, надо было разработать механизм компенсации убытков рознице и опту. Пока вся эта разница будет ложиться именно на розницу. Понятно, что в следующий раз такой номер со стабилизационным фондом не пройдет. Когда ситуация с мировыми ценами на нефть стабилизируется и начнет расти, укрепится рубль, - из-за этого у нас может возникнуть резкий дефицит топлива. И второй раз заставить частников формировать резервы, которые могут обернуться для них огромными убытками, не получится. Компаниям проще будет разогнать работников в отпуска, чем торговать себе в убыток. Я не исключаю, что такое может произойти и в январе, если власти не придумают механизм перераспределения между частниками и оптовиками возникших убытков. Как я уже сказал, сегодня все это ложится только на частников, розницу, и государство не собирается ничего компенсировать. Правительство их «кинуло», хотя могло дать некоторые сроки, чтобы они могли реализовать запасы. 

Доктор экономических наук, профессор Института экономики МОН РК Олег Егоров: 

 

 

 

 

 - Это практически первый случай, когда у нас снижают цену на топливо. И я полагаю, что это, как всегда, дань чему-то. В частности, это произошло накануне годовщины Независимости и перед новым годом. Причем в министерстве энергетики неделю назад заговорили о том, что, возможно, в начале 2015 года цена на бензин будет снижена. Однако решили перейти от разговоров к делу пораньше. Я думаю, это связано с праздниками. 

Что касается цен, сформированных на любую марку бензина и дизельное топливо, - это сегодня неподвластно экономическому расчету. Сегодня это просто волевое решение. Цена в этом году была 106 тенге, потом – 115, 128, теперь опять 115. Практически ничем это нельзя объяснить. Ведь в основе всего должна лежать четкая расчетная позиция, когда рассчитана стоимость затрат от производителя сырья до пистолета. Нужно просчитать, кто сколько поставляет сырья и конечного продукта, кто сколько оставляет себе в виде рентабельности. Антимонопольная служба вообще этим не занимается, как было раньше, когда она требовала обоснование для роста и снижения тарифа или цены. Нужно понимать, какие затраты на добывающих предприятиях, на транспорт, переработку. 

Сегодня я в одной публикации читал, что это связано с котировками рубля. Но это же абсурд. Если рубль падает в своей цене по отношению к доллару и другим валютам, то, наоборот, должна расти цена на бензин. Мы должны покупать дороже, чем покупали раньше. Несколько месяцев назад правительство использовало отговорку, почему были подняты цены на топливо – потому что мы значительную часть бензина закупаем у России. А российский бензин стоит дороже. Поэтому «КазМунайГаз», как основной покупатель этого вида топлива терпит убытки. Эти неуклюжие объяснения призваны только успокоить потребителей.

Я не против снижения цен на бензин. Мы добываем свыше 80 миллионов тонн нефти в год. Хотя это на 70 с лишним процентов не наша нефть, но, тем не менее обидно, что у нас такие высокие цены на бензин. Да, надо снижать, но экономически обоснованно. Сейчас сплошной ералаш. Неизвестно, сколько завод получил нефти от того или иного предприятия, какого качества. К примеру, поставщик давальческого сырья может заказать АИ-80, а уже на месте использует присадки в виде тетраэтил свинца, и получает Аи-92. никакого контроля нет, поэтому трудно говорить, во что это обходится.

Кроме того, надо понимать, что наши заводы не загружены в полном объеме. А это означает, что вся энергия – тепловая, электрическая удельно расходуется на меньшую часть продукции, чем было бы при номинальной загрузке. Поэтому и себестоимость переработки возрастает. Если бы заводы были загружены, то затраты различных видов энергии и прочее были бы значительно меньше на единицу полученного топлива. Себестоимость бы снижалась. И много таких «мутных» факторов, которые влияют на ситуацию. Это самая закрытая отрасль

 

Вячеслав Щекунских





Просмотров: 2741



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит как минимум несколько ...

2312


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной специализированной выставки, прош...

3280


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

3097


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

3177