ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит

2025


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной

3058


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам

2932



Пётр Своик: Для потребителя нынешние тарифы великоваты, для коммунальщиков - малы

[/xfgiven_avtor-novostey]
07:30, 12 декабря 2014
До 2020 года в Казахстане будут введены предельные тарифы в водоснабжении и отоплении по примеру электроэнергетики. Об этом на пленарном заседании мажилиса, представляя соответствующий законопроект, сказал министр национальной экономики Ерболат Досаев. Предельные тарифы - это такие цены на коммунальные услуги, в которые заложены не только реальные расходы поставщиков и их прибыль, но и лишок - на развитие и модернизацию сетей. И называется это инвестиционной программой по развитию жилищно-коммунальной сферы. То есть потребители как бы инвестируют в развитие. За электричество казахстанцы платят так с 2009 года. Но это крайне необходимо, пришли к выводу в комитете по регулированию естественных монополий, и другим коммунальщикам. Износ их активов составляет 65%, как сообщил Досаев на том же мероприятии. Предельные тарифы, по задумке, помогут обновлять сети.

Действительно ли помогут - «Радиоточка» решила поинтересоваться, что думает на этот счёт кандидат технических наук, инженер-энергетик, специалист в сфере ЖКХ Пётр Своик.
 
- Пётр Владимирович, я, прежде всего, хотела бы узнать, как Вы относитесь к такому механизму как предельные тарифы на те или иные услуги? Министр Досаев как раз представил законопроект.

- Я тоже несколько дней назад имел встречу с председателем вновь образованного комитета по регулированию естественных монополий. И он мне сказал, что они только что презентовали свою концепцию тарифной политики до 20-го года, в которой все, теперь получаются, тарифы переводят на принцип предельных, то есть долгосрочных, утверждаемых на несколько лет. Сознательно закладывается туда некая надбавка над эксплуатационными расходами. В предположении, что эта надбавка позволит обеспечивать развитие.

Тут ничего нового нет. Тут просто арифметическое увеличение идёт. Потому что в тарифы давным давно уже закладывается нераспределяемая прибыль сверх всех подсчитанных расходных статей. И давным давно уже мечталось, предполагалась, что эта прибыль пойдёт на модернизацию, развитие – на всё хорошее. Новость только то, что, во-первых, такую надбавку закладывают уже не на год, а сразу на несколько лет вперёд. И то, что она, во-вторых, побольше – вот это я хочу особо подчеркнуть. Предполагается, и правительство дало добро, что коммунальные тарифы теперь будут расти с темпом либо 15%, либо 19% в год. При этом эти 15 или 19 процентов роста в год позволят всего лишь понижать износ. Не ликвидировать, а чуть-чуть понижать.

Спорить с этим трудно, потому что, действительно, тепловикам, энергетикам, водопроводчикам – всем надо добавлять. Им явно не хватает. Поэтому принципиальных возражений против такого подхода нет. Зато есть принципиальные дополнения. Они состоят в том, что государство как регулятор, пытаясь с монополистами общаться, интимно – без подключения кого-либо ещё – вот он регулирующий орган, а вот он монополист, вот тебе не хватало раньше прибыли, давай мы тебе дадим предельную надбавку, развивайся. Это всё неэффективно, потому что нет третьей стороны в этом общении.

- То есть потребителя?

- Да, он должен там не просто присутствовать за болвана, которому просто сообщают, что происходит. А быть активной, знающей стороной, вносящей необходимые знания в этот процесс. Потому что, между нами говоря, госрегулятор тоже не знает, что происходит на предприятиях. Это чисто кабинетное регулирование. Монополист рисует заявку на бумаге, регулятор её как-то на бумаге проверяет, какую-то прибыль на много лет вперёд закладывает в надежде, что что-то разовьётся. Это всё бумажное творчество.

Поэтому, кроме стороны потребителя, надо институализировать две исполняемые независимым путём вещи: нормирование и аудирование. Установить каждому монополисту необходимые нормативы; в частности инвестиционная программа, любой проект по развитию – это тоже некий норматив, и проводить регулярный аудит исполнения этих нормативов; и на этой базе в публичном состязательном процессе, то есть на публичных слушаниях, когда монополист просит и доказывает своё, аудит докладывает, как оно есть на самом деле, сторона потребителя высказывает свои резоны, а регулятор высказывает арбитражное решение – вот какой должен быть процесс. А если всё оставят как есть и только навалом начнут повышать тарифы, то правительство играет с огнём. Сейчас трудные годы, доходы и населения и экономики хорошо, если не будут падать, а тут на тебе – рост тарифов, догрузка инфляцией, причём само правительство это планирует. Это не от большого ума и не от умения контролировать монополистов. Поэтому эти вещи, о которых я упомянул, надо обязательно добавлять, потому что именно на тарифах наша власть рискует споткнуться.

- С 2009 года предельный тариф пробовался, использовался, а потом выяснилось, что сверхдоход нецелевым образом использовался, на модернизацию не шёл, а кое-где монополисты эти средства размещали даже на депозитах банков второго уровня. Это результат неподконтрольности, того, что аудит не проводился?

- Идея: «А давай, дорогой монополист, мы добавим тебе чего-нибудь в тариф на развитие в виде прибыли или в виде инвестиционной надбавки» - тут разница только в игре словами. Уже давно этому монополисту добавляют. Игра словами и игра арифметикой. Добавляли, называя прибылью и добавляли не очень много и каждый год. Теперь будут добавлять раз в несколько лет и больше. Это вообще не наша, казахская, придумка. Это вообще заимствование у более или менее прогрессивного опыта той же Европы. Там не везде, но такое отношение регулятора с монополистом: «Мы закладываем в тариф некую надбавку, а ты давай, монополист, и себя не забывай, но развивай, повышай, совершенствуй». Всем хорошо. Оттуда это заложили сюда. А у нас-то не совсем протестантских менталитет. У нас, скажем так – тенгрианский менталитет. Если монополисту дают что-то сверх необходимого, он, наверное, какую-то часть использует на поддержку штанов, что-то будет на предприятии делать. Но в основном-то всякая денежка, мы же знаем, как осваивается здесь и куда расходуется. Поэтому надеяться на то, что втёмную будет соблюден баланс интересов, не приходится. Тут с нашими, можно сказать, советскими, можно сказать, казахстанскими условиями без нормирования и контроля ничего не будет. За много лет это уже пора понять.

- Непонятно: сколько мы живём в независимости, столько поставщики энергии, тепла, воды жалуются на износ сетей. В сообщении Досаева говорится, что он составляет 65%. Вы же руководили Уральской ТЭЦ. По опыту не могли бы сказать, почему за столько лет с ним ничего не сделали, и он грузом на нас висит, этот износ?

- Когда я ещё руководитель Уральской ТЭЦ, была ещё советская власть, хоть и в перестроечном варианте. Вся энергетика и жилищно-коммунальная сфера имела мощную государственную дотацию. Когда её скинули – во время макростабилизации Кажегельдина в 95-м году – её одним разом просто взяли и отменили всю дотацию и перевели коммуналку на самообеспечение. Перевести-то перевели, а платежеспособность населения, экономики не подняли. Соответственно, её перевели, на самом деле, на голодный паёк. Для потребителя и нынешние тарифы великоваты, а для производства они просто напросто малы. Вот тебе вполне и технический, и экономический аргумент.

Я был директором, могу подтвердить, хотя и не только директором – в энергосистеме в руководстве состоял. Я достаточно большой имею опыт строительства, проектирования и эксплуатации энергообъектов. Так вот, воровать не воровали. Я 10 раз готов повторять. Немножко химичили, выискивали дополнительную зарплату, в том числе и я этим занимался, чтобы трубы выкопать и переложить правильно. Но воровать не воровали! Сейчас – не скажу, что воруют. Сейчас рынок: каждый тащит, извините, под себя. И не только руководители энергопредприятий, которые сдуру ещё и частными стали, себя не забывают. Под ними вся цепочка, глядя на всё это дело, тоже себя старается не забыть. Потому что если на той же ТЭЦ остро не хватает всего – вообще всего – но обороты-то там гигантские. Надо громадные деньги ежедневно тратить на топливо, на ремонты – это же очень большое, сложное, дорогое производство.

И считать, что там никто в сторону не оттаскивает, начиная от главного начальника до последнего бригадира, считать, что нигде не пилят ни на каких тендерах, подрядах, субподрядах и откатах – это быть наивным человеком. Коммерсанты пришли всем руководить. Технарей-то загнали в обслугу, а пришли откровенно мало понимающие в технике люди, и стали руководить системой много лет. И руководят, соображая исключительно в финансах, мало в основном. И считать, что эта система будет эффективно работать, стоит ей добавить какую-то предельную надбавку – это либо полная глупость, либо сознательно не хотят пускать туда контроль, потому что это кормушка. Я для сведения, кстати, скажу – рынок электроэнергии в Казахстане стоит примерно 6 миллиардов долларов в год. Шесть миллиардов долларов в год – непрозрачный тёмный рынок, в котором кто-то что-то имеет.

Мы все имеем электрическую лампочку и платим за неё по 12, 14, а иногда и по 20 тенге за киловатт/час. А сколько он реально стоит? Спроси министра энергетики, он не знает. Спроси любого руководителя комитета по регулированию естественных монополий, сколько, на самом деле, стоит, не знает. Меня спроси, я тоже не знаю. Потому что дело тёмное. 

Марина Михтаева




Просмотров: 2972



Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

И получайте самые интересные авторские материалы, прошедшие дополнительный отбор

Ваш email:

email рассылки Мы не распространяем ваши данные и не раскрываем их в коммерческих целях

email рассылки
КОМБО ДНЯ

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

ВУЗы внедряют технологии, представленные на ЭКСПО-2017

Экономический и научный эффект от ЭКСПО-2017 долгосрочный и охватит как минимум несколько ...

2025


Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Хроника EXPO 2017: впечатления, эмоции и пожелания гостей

Опубликована Книга записей почётных гостей Международной специализированной выставки, прош...

3058


Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Эксперты предложили создать в Казахстане международную организацию по энергии

Это будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии, уверены они....

2932


Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Казахстану необходим госинститут, занимающийся переходом на ВИЭ – эксперт

Подобные структуры должны быть созданы повсеместно в мире. Такое предложение прозвучало в ...

2979